Требы
Воскресенье, 16 Июль 2023 08:14

Неделя 6-я по Пятидесятнице, память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца

16 июля, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь отмечает день памяти Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца.

Святитель Филипп, сиявший на свещнике московской кафедры неполные два года, жизнью своей явил подвиг верности Христу Спасителю и долгу пастыря доброго, душу свою полагающего за своих чад.

«Первопресто́льников прее́мниче, сто́лпе Правосла́вия, и́стины побо́рниче, но́вый испове́дниче, святи́телю Фили́ппе, положи́вый ду́шу за па́ству твою́, те́мже я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́, моли́ за Оте́чество на́ше, град же и лю́ди, чту́щия досто́йно святу́ю па́мять твою́», - в тропаре величает его Святая Церковь.

Воскресное всенощное бдение и Божественную литургию в монастыре совершил игумен Пимен (Хеладзе).

На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю 6-ю по Пятидесятнице совершил иерей Александр Мурылёв.

 

 

БОГА РАДИ, ЖИВИТЕ ЛЮБОВНО

Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси чудотворецМитрополит Филипп, управлявший Русской церковью на протяжении всего двух лет, почитается ею, как один из главных святых. Он был гениальным организатором и молитвенником, — в нем две традиции русской Церкви — нестяжателя Нила Сорского и Иосифа Волоцкого — соединялись без конфликта. Во времена, когда правда Божия попиралась, творилась ложь и Церковь должна была ее обличать, он стал голосом Церкви и ее мучеником.

Мало в церковной истории архиереев, проявлявших нравственную стойкость и веру столь же твердые, как во времена гонений на ранних христиан. Митрополиту Филиппу удалось показать подобный пример. Не только Церковь, но и православный народ России хорошо знает и чтит святого Филиппа. О нем выходят книги, образ его разрабатывают кинематографисты, во имя него освящаются новые храмы, а по Белому морю ходит корабль «Святитель Филипп»…

Будущий архиерей родился в 1507 году, в семье старинных московских бояр Колычевых. Ему дало было имя Федор. Детство и юность он провел в достатке, ведь Колычевы относились к числу самых богатых и влиятельных родов России. По всей видимости, еще в миру будущий митрополит стал человеком «книжным», обрел вкус к учености.

Увидев, как в смутное время, когда на престоле оказался младенец, служилая аристократия принялась «толкаться локтями», жестоко борясь за чины и доходы, он отвратился от придворной службы. Уйдя из дома ради иночества, он пешком отправился на север без денег и припасов, а по дороге добывал пропитание, нанявшись пасти крестьянское стадо. Добравшись до Соловков, Федор Колычев принял иноческий постриг с именем Филиппа.

В крайне суровых условиях северного архипелага, много и тяжело трудясь на хозяйственных послушаниях, он пожелал для себя больших испытаний. Филипп надолго удалялся в пустынь. Согласно монастырской традиции, Филиппу-пустынножителю являлся окровавленный, страдающий Христос, будто предрекающий своим видом судьбу инока. Подвизавшись в Соловецком монастыре, Филипп признан был братией как человек большого благочестия. После нескольких отказов с его стороны, бывший аристократ в 1546 году был принужден стать игуменом обители.

Двадцать лет провел будущий митрополит Филипп на игуменстве. Чудесным образом его тяга к уединению, молитвенности и пустынножительству сочеталась с недюжинными административными способностями. Он быстро увеличил земельные владения обители, нашел богатых жертвователей (в том числе царя и его семью), а на полученные средства начал масштабное строительство. При нем на Соловках поднялся каменный Успенский храм, трапезная палата, Спасо-Преображенский собор, множество хозяйственных построек, возникла сеть каналов и появилась несколько технических приспособлений, облегчавших тяжкий труд иноков. На Большом Заяцком острове появилась превосходная гавань с гостиницей. Пополнились монастырская библиотека и ризница. Вместе с тем, строгий устав, разработанный Филиппом, не поощрял стяжательства. Молитвенная жизнь обители давала добрый образец другим монастырям Беломорья.

В 1566 году он стал митрополитом Московским и всея Руси. Вызванный в Москву, Филипп возражал против восхождения своего на митрополичью кафедру, однако монарх заставил его. Филиппу пришлось дать обещание «не вступаться» в опричнину. Митрополит, видимо, давал его с легким сердцем, ведь первые два года опричнины в России массовых казней не было: лишилось жизни несколько аристократов, но никакого переворота устоев это не произвело. До начала опричнины митрополит Макарий, а затем и митрополит Афанасий неоднократно «печаловались» о судьбе опальных вельмож, осужденных на казнь. Потом Иван IV отобрал это право у Церкви. Но летом 1566-го митрополит Филипп спас от массовой расправы челобитчиков против опричнины. К тому же, царь вернул ему право «печаловаться» за осужденных.

С углублением опричных порядков монарх все реже прислушивается к голосу Церкви. Он крайне отрицательно относится к попыткам архиереев избавить «изменников» от смерти. Позволив митрополиту вступаться за опальных, царь впоследствии нарушил свое обещание.

Долгое время отношения главы Церкви и главы государства были добрыми. Так, в одном из посланий к братии Соловецкого монастыря, митрополит, отправляя из Москвы милостыню, просил молиться за государя и его семью. Послание оканчивалось словами, в которых ясно виден душевный стержень святителя: «А яз вас благословляю и много челом бью… Бога ради, живите любовно».

В 1567 году, расследуя дело конюшего И.П.Федорова, одного из первых лиц в государстве, царь применил массовые казни. Репрессиям подверглось множество людей невинных — насельников во владениях вельмож, их слуг, членов семей. Московская Русь такой крови не знала, это не входило в ее политические традиции, это шатало ее общественное устройство.

Митрополит Филипп уговаривал царя отказаться от опричнины: «...нача молити, дабы государь престал от такого неугодного начинания Богу и всему православному християнству. И воспомяну ему Евангельское слово: “Аще царство на ся разделится — запустеет”. И ина многа глагола со многими слезами...». Не добившись своего, позднее митрополит обличил воинство опричников прилюдно: «Мы убо, царю, приносим жертву Господеви чисту и бескровну в мирское спасение, а за олтарем неповинно кровь лиется християнская и напрасно умирают!» Он публично отказал царю в благословении, призывая Иван Васильевича прежде простить «согрешающих» ему. Как «пастырь добрый» митрополит Филипп готов был «душу свою положить за овец».

Его противление нехристианскому жестокосердию Ивана IV вызывало царский гнев. Иван Васильевич настоял на свершении суда над митрополитом. Архиерейские одежды были насильно сорваны с него прямо в храме, во время богослужения, и заменены на рваную рясу. Некоторые мужественные иерархи противилось суду, а когда, под давлением царя, первоиерарха Церкви на основе клеветнических показаний все-таки признали виновным в «порочной жизни», они не позволили сжечь митрополита Филиппа. Смертная казнь была заменена ссылкой в тверской Отроч монастырь.

Год спустя царь со всей дружиной двинулся против Новгорода и Пскова и отправил впереди себя опричника Малюту Скуратова в Отрочь монастырь. Святой Филипп за три дня предсказал о предстоявшей своей кончине и приготовился к ней принятием Святых Таин. Малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил благословения царю. «Не кощунствуй, – сказал ему святой Филипп, – а делай то, за чем пришел».

Малюта бросился на святителя и задушил его. Тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика на глазах Малюты (23 декабря 1569 г.)

Мощи святителя Филиппа почивали в московском Успенском соборе, который был свидетелем его величайшего подвига.

После мученической кончины святителя Филиппа († 23 декабря 1569 года) тело его было погребено в Отроче монастыре в Твери. Иноки Соловецкой обители, где он прежде был игуменом, испросили в 1591-м году позволение перенести его мощи в свой монастырь. Многострадальное нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом Филиппом для себя еще при жизни, под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы (Шамина), любимого наставника его в монашеских подвигах.

В 1652-м году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: Митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в 1652-м году в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву. В руки святого была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой он молил о прощении грехов своего прадеда Иоанна Грозного, «склоняя» свою власть перед властью церковной. 3 июля святые мощи встречали в Москве: «пастырь, невинно изгнанный, был возвращен на свой престол». В Успенском соборе «на самой средине стоял он 10 дней», и во все дни с утра до вечера был звон, как в Пасхальную неделю. Затем святые мощи были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря.

На месте встречи мощей святителя Филиппа московским духовенством и народом был воздвигнут крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве (у Рижского вокзала).

По материалам статьи Дмитрия Володихина
Митрополит Филипп: «Бога ради, живите любовно»
https://azbyka.ru/
Житие святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца
https://monastery.ru/

Просмотров: 220  

S5 Box

Патриархия  Православие и современность