Требы
Вторник, 01 Август 2023 12:34

Обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца

1 августа исполняется 120 лет со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского и причисления его к лику святых. Для многих верующих святой батюшка Серафим – близкий, родной, любимый святой покровитель Руси и заступник наших грешных душ. Выходец из народа, благодаря своей вере и стремлению к совершенству пришедший к святости, ученик и собеседник Пресвятой Богородицы, ставший всемирным светильником православия.

С именем Серафима Саровского связан период расцвета на Руси женского монашества. Чудотворец Серафим всех встречал возгласом «Радость моя! Христос воскресе!». Рядом с батюшкой оттаивали сердца, зарождалась вера в Живого Бога, приходило покаяние.

В монастыре находится чтимая икона преподобного Серафима Саровского, написанная в 2004 году, на которую был установлен мощевик с частицей мощей преподобного старца, а также старинная икона преподобного Серафима Саровского, которая когда-то находилась в скитском храме Крестовоздвиженского женского монастыря.

День обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в обители молитвенно отметили бденной службой. Праздничное богослужение совершил игумен Пимен (Хеладзе). По окончании Божественной литургии было совершено славление.

На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в день памяти преподобного Серафима Саровского совершил иерей Александр Мурылёв.

 

Фотогалерея

 

 

И СНОВА СРЕДИ ЛЕТА ПРОПЕЛИ ПАСХУ

Икона преподобного Серафима СаровскогоЕще при своей земной жизни угодник Божий предрек, что наступит время и «среди лета запоют Пасху...» Эти слова преподобного Серафима Саровского впервые сбылись в 1903 году, когда произошло прославление угодника Божия. Для всей Святой Церкви это стало таким великим праздником, что его можно было сравнить с пасхальными торжествами. Это событие стало важной вехой истории нашей Церкви и в духовной жизни страны, вступавшей в период революционных потрясений, и в судьбе Государя Императора Николая II и всей царской семьи. В оставшиеся полтора десятилетия им предстояло совершить свой, во многом сокровенный, путь личностного становления, итогом которого стало принятие мученического венца. 

А второй раз пророчество батюшки Серафима сбылось в 1991 году. Это была вторая «летняя Саровская Пасха». «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», - пел православный русский народ, вновь обретший святые мощи великого молитвенника Руси.

Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный Серафим увидел всю Русскую землю, была она как бы покрыта фимиамом молитв верующих, обращенных ко Господу. Это пророчество батюшки Серафима исполнилось уже в наше время - в дни, когда православные люди молились в тех местах, где протекала земная жизнь преподобного, где подвизался он в христианских подвигах за свой народ, за нашу страну.

В дни торжеств, посвященных празднованию прославления преподобного Серафима Саровского, в Дивеево съезжаются тысячи паломников, и их молитвы, как фимиам, наполнют нашу землю. Потому что они действительно представляют здесь, на Нижегородской земле, всю нашу матушку Россию - ее крупные города и ее малые веси.

Из маленьких ручейков, из неприметных речек, сливающихся между собой, в конце концов образуются полноводные широкие реки. Так и из отдельных паломников, из небольших групп верующих, приехавших в эти дни в Дивеево, образовуется многотысячное людское море, заполняющее все пространство внутри и вокруг обители.

И каждый из этих людей точно знает, собираясь в дальний путь, что встретит батюшка Серафим ласковой улыбкой и искренними словами: «Радость моя». Сегодня, когда нам необходимо заступничество, все мы уверены: его мы обретем у нашего батюшки Серафима, когда обратимся к нему с искренней молитвой. Потому что для каждого он находит слова утешения. Обращение святого «Радость моя, Христос воскресе!» относится не только к тем, кто притекал к нему за помощью при его земной жизни, но и к нам, кто приходит к угоднику Божию сейчас.

СЕРАФИМ ЗНАЧИТ «ПЛАМЕННЫЙ»

Посещение Царственными паломниками Дивеевской обители в 1903 годуПреподобный Серафим родился 19 июля 1754 года в Курске. Его мирское имя было Прохор. Исидор, отец святого, был купцом. В конце жизни он начал строить собор в Курске, но умер до завершения работ. Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру.

После смерти мужа Агафья Мошнина продолжила постройку собора. Однажды она взяла туда с собой Прохора. Мальчик оступился и упал с колокольни вниз. Но Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви - после падения с большой высоты ребенок не пострадал.

Как-то Прохор тяжело заболел. Во сне он увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы. Мать вынесла Прохора на руках, он приложился к святой иконе, после чего вскоре выздоровел. Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. 20 ноября 1778 года он пришел в Саровскую обитель. Под руководством старца Иосифа Прохор проходил многие послушания. Все он исполнял с ревностью и усердием.

Через два года послушник Прохор тяжело заболел водянкой, он испытывал тяжкие страдания. Недуг продолжался три года. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала апостолу Иоанну: «Сей - от рода Нашего». После этого видения больной стал быстро поправляться.

Пробыв восемь лет послушником в Сароаской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, что означает «пламенный». Это имя точно выразило его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить.

Во время Божественной литургии в Великий четверг иеродиакон Серафим удостоился благодатного видения. Преподобный увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху в окружении небесных бесплотных сил. Господь благословил всех молящихся. После видения преподобный Серафим усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келье.

Серафимо-Дивеевский женский общежительный монастырьПреподобный Серафим взял благословение на новый подвиг - пустынножительство. В келье, расположенной в глухом лесу, он предавался уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу перед всенощной и возвращался в келью после литургии, за которой причащался Святых Тайн.

К нему все чаще стали приходить братия и миряне за советом, но преподобный затворился от мира, преградив путь к себе. Он усилил свои подвиги. Каждую ночь поднимался на огромный камень в лесу, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». Днем же молился в келье, также на камне, который принес из леса. Так продолжалось 1000 дней и ночей.

В 1825 году преподобный Серафим по повелению Божией Матери вышел из затвора. Он завершил круг своего спасения и теперь должен был угождать Богу через служение другим. Годы уединенной молитвенной жизни открыли у него дары прозорливости, духовного совета, целительства. Таких случаев, описанных очевидцами, дошло до нас сотни. Всего же их было не сосчитать.

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище - Дивеевской женской обители. Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях.

За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных.

Скончался преподобный Серафим 2 января 1833 года у себя в келье, стоя в молитве на коленях перед иконой Божией Матери «Умиление».

ЧЕТВЕРТЫЙ УДЕЛ БОГОРОДИЦЫ

Сестры Серафимо-Дивеевской обителиВ последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище - Дивеевской женской обители. Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. «Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня и Афон, и Киев, и Иерусалим», - говорил святой.

Он всегда держал в своем сердце слова Царицы Небесной: «Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это четвертый жребий Мой во Вселенной. И, как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву Матерь Света и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

Сейчас это место - поистине уголок рая небесного на земле: на территории обители благоухают яркие цветы, купола величественных храмов возносятся к небу, далеко окрест плывет колокольный звон, тысячи паломников съезжаются сюда. Здесь, в Троицком соборе, покоятся и мощи преподобного Серафима, обретенные чудесным образом второй раз в январе 1991 года. В этом же году Промыслом Божиим была восстановлена богослужебная жизнь и в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре.

Угодник Божий при жизни много раз предрекал: плотию он возляжет в Дивееве. Сестрам монастыря старец передал свечу и при этом предсказал: огоньком этой свечи вы встретите меня у себя. Реликвия переходила из рук в руки и оказалась у последней насельницы обители - схимонахини Маргариты (Лахтионовой). Когда в 1991 году среди лета пели Пасху Воскресной Радости, обретя мощи преподобного Серафима, исполнилось слово святого. Протодиакон вещественным огнем легендарной свечи встречал того, кто носил в себе негасимый невещественный Огнь Духа.

По материалам статьи А.Хлуденцова
«100-летие прославления преподобного Серафима Саровского»
Газета «Православная Москва»
№15 (297) август 2003г.

Просмотров: 237  

S5 Box

Патриархия  Православие и современность