Требы
Воскресенье, 03 Сентябрь 2023 12:01

Неделя 13-я по Пятидесятнице. День памяти иконы Божией Матери «Светописанная»

3 сентября, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, отмечается память иконы Божией Матери «Светописанная». В этом году исполняется 120 лет со дня чудесного явления Светописанного образа Божией Матери в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне.

Накануне, 2 сентября, в монастыре совершалось всенощное бдение в соединении с полиелейной службой в честь этой иконы Пресвятой Богородицы.

В воскресный день праздничную Божественную литургию совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Вадима Козлова, иерея Олега Артеменко и диакона Николая Скафтымова. Перед началом службы по традиции был отслужен молебен всем святым с водосвятием.

По окончании Литургии было совершено славление празднику Успения Божией Матери и Чин молебного пения о сохранении творения Божия.

На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю 13-ю по Пятидесятнице совершил иерей Александр Мурылёв.

 

Фотогалерея

 

 

СВЕТ, СВЕТОМ НАПИСАННЫЙ

Икона Богородицы СветописаннаяМногие места нашей земли напоминают красоту Дня Творения, но особенно чувствуется присутствие Божие в мире здесь, в Греции. Здесь все говорит о Господе: море, полное тайн, горы, скрывшие свои склоны травами, кустарниками, деревьями и цветами, и небо, настолько драгоценно-изумрудное, что голубизна его не дается никакой кисти. Когда восходит, по Божией милости, солнце, то кажется, что небо стекает в море, а море поднимается в небо. А главное место Греции для нас – это Святая Гора Афон. По свидетельству космонавтов, которые летают в космосе над планетой, Афон всегда сияет, даже и тогда, когда кругом него облачность. Святая Гора Афон – удел Божией Матери. После Храма Гроба Господня в Иерусалиме – это главное место в мире. Почему? Если бы не молитвы Афона, мир давно бы провалился в черные дыры безбожия. Был ли ты или не был на Афоне, все равно при этом слове слышится небесный звук чистой молитвы…

На Афоне нет ни одного монастыря, не осененного милостью Небесной Покровительницы. От Божественного лика Пречистой на святых иконах всегда исходили вразумления и наставления.

А иногда вразумление было и иным образом. Кажется, даже искусство фотографии Господь попустил открыть только для того, чтобы миру было явлено это, скрытое от наших земных глаз, чудо.

Начало XX века. В монастыри стекаются нищие, не имеющие пропитания. Как и во все века, здесь кормят страждущих. Но и в монастырях запасы муки для хлеба истощаются. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря распоряжается хлеб сегодня раздать, а на завтра всех предупредить, что больше хлеба не будет. Фотограф снимает огромную очередь за подаянием. В тот же день проявляет и печатает снимки. На одном из них совершенно явственно видна женщина в черном покрывале, стоящая в очереди и получившая подаяние.

Потрясенная братия вглядывается в фотографию. Сомнений нет – Сама Царица Небесная вразумляет монахов заботиться о голодных. Игумен распоряжается: выдавать хлеб, пока есть мука. И назавтра, по Божией милости, муку привозят купцы, решившие не продавать ее, а отдать обители на спасение души.

От первых дней своего существования обитель Пантелеимонова была известна милосердием. Заповедь «Блаженны милостивые, яко тии помилованы будут», была в монастыре правилом жизни. Это знал весь полуостров. И нищие сиромахи (бродячие Афонские монахи. – Ред.), и бедные пришельцы, и убогие паломники знали: уж что-что, а кусок хлеба, укрух, как его здесь называли, они в монастыре получат всегда. И в годы благоденствия, и во времена трудностей русские монахи делились последним с приходящими за милостыней.

Фотография чудесного явления БогородицыНо вот в конце лета 1903 г. оскудение в запасах пищи дошло до предела. Уже и самим монахам было урезано довольствие. А у ворот обители, у Большой Порты, число просящих и ждущих хлеба все прибывало.

Здесь надо заметить следующее. Нельзя смотреть на Афон как на место, где одни только ангелоподобные монахи, бессребреники, отказавшиеся от всего мирского. Афон всегда был еще и местом, где могли скрываться, и скрывались, от правосудия убежавшие из-под стражи преступники, просто лодыри, не желавшие работать, молодые люди, убегавшие от обязанности службы в армии, – словом, дармоедов, а как их еще назвать, хватало. Но все – Божии создания, ко всем был милосерд монастырь. От старцев Протата пришло в монастырь увещевательное послание прекратить обычай раздачи хлеба. Объяснялось это так: «Милостыня, даваемая тем, кии не желая труждатися, приимают образ просителей и на сие посещение токмо надеются, бывает уже не токмо причиною вреда, но и безславит имя самой добродетели, еще же и обитель лишает духовной пользы, понеже (так как. – Ред.) совершаема бывает яве и напоказ, чесого не подобает творити мужам духовным, по слову Божию и святым отцам».

Образ Богородицы СветописанныйДуховный собор старцев обители решил повиноваться Протату, но рассудил в последний раз обычай раздачи милости сотворить, «дабы не опечалить ничтоже ведающих сиромонахов». «О, – восклицает автор Слова в день праздника Светописанного образа, – воистину велика есть сия добродетель рассуждения!» Ведь именно в этот день и произошло чудо, давшее основание для праздника Светописанного образа Божией Матери. Вновь обратимся к Слову: «Егда же раздаяшеся последний раз милостыня по сему обычаю, нецыи от пришедших начаша скорбети, инии же зело печалитися. Схимонах же Гавриил сотвори памятования ради фотографию, еже с греческого «светописание» глаголется. И, о чудесе! Проявлена егда бысть оная, узреша вси смиренный образ Матери Божией, подходящей кротко со всеми братиями и приемлющей укрух хлеба…

О, велие чудо! Неба и земли Владычица, немощь человеческую зря, яко милостивая Мати посреди братий незримо является и во едино мгновение скорбь упраздняет и смущение исправляет, дарует братолюбное рассуждение и водворяет боголюбезное единодушие, всех возводящи к Божественному славословию и хвалению.

По сему веруем, яко Мати Божия велию милость и благодать подаде обители русской чудесем сим. Обаче не токмо сие место им просветися, но и вся Церковь Христова обогатися, обретшее зде чудный сей образ, иже «Светописанный» глаголется. Вся чудеса, ихже Богомати во священном жребии Своем содея, не ему единому то сотвори, но всей Церкви на пользу.

Тако чудо пред иконою «Достойно есть»: аще оный гимн перве зде воспется, обаче послежде во всю вселенную истече, яко даже и самые малые дети со услаждением и радостию велиею оный изо уст воспевают. Тако убо и икона Богоматере Скоропослушница: аще и прославися во обители Дохиарской, обаче всему миру даровася… Такожде и зде: аще и явися чудный сей и доселе невиданный образ во Священной Русской обители, обаче все исполнение церковное украси…

Восхвалим убо, братие, Преблагословенную нашу Владычицу, Горы сея Игумению за таковыя дивныя чудеса Ея промысла, купно же ублажим преподобныя и рассудительнейшия отцы наши, им же и мы подражающее, угодники Божией Матери быти да сподобимся».

По материалам статьи
Владимира Крупина
«Светописанный образ Божией Матери»
Журнал «Покров»
https://pravoslavie.ru/

Просмотров: 840  

S5 Box

Патриархия  Православие и современность