25 июня отмечается перенесение мощей и второе прославление святой благоверной княгини Анны Кашинской. В сонме русских святых благоверная княгиня Анна Кашинская занимает особое место, воплощая в себе добродетель терпения, смирения и кротости.
«В женском естестве мужескую крепость имела...» – так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость.
Прославившаяся чудотворениями по блаженном успении, святая княгиня удостоилась общецерковного почитания. В бедах и искушениях, перед началом серьезных дел и перед вступлением в брак, перед принятием монашеского пострига верующие молятся благоверной Анне.
Великая княгиня Анна Кашинская является святой покровительницей нашего монастыря. В честь нее освящен второй придел в Алексиевском храме, здесь находится икона с частицей мощей благоверной княгини.
Накануне престольного праздника было совершено всенощное бдение, на котором пелся акафист святой благоверной княгине Анне Кашинской. 25 июня игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Сергия Постнова, иерея Вадима Козлова и диакона Николая Скафтымова совершил праздничную Божественную литургию.
По окончании богослужения было освящено коливо и совершено славление благоверной великой княгине Анне Кашинской. После праздничной трапезы Матушка Игумения Феодосия поздравила именинниц.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря Божественную литургию в день памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской совершил иерей Александр Мурылёв.
СВЯТАЯ БЛАГОВЕРНАЯ КНЯГИНЯ АННА КАШИНСКАЯ
Благоверная княгиня Анна Кашинская, как показывают сохранившиеся в истории события из ее жизни, является поистине многоскорбной праведницей. При высоких своих качествах и подвигах богоугодной жизни она понесла тяжелый крест испытаний не только при жизни, но и по блаженной кончине своей, после того как прославление ее Богом ознаменовано нетлением мощей и даром чудесных заступлений и исцелений.
Княгиня Анна была старшей дочерью ростовского князя Димитрия Борисовича, по мужской линии правнучка святого благоверного князя Василия (Василько) ростовского и по женской линии правнучка святого благоверного князя Михаила черниговского. С юных лет она воспитана в страхе Божием и отличалась благотворительностью убогим и несчастным, и по прекрасным свойствам ума и сердца была хорошо известна в окрестных княжествах. Княжна Анна Димитриевна 8 ноября 1294 года вступила в брак с тверским великим князем Михаилом Ярославичем, сыном Ярослава Ярославича, великого князя владимирского и тверского, родным племянником святого благоверного великого князя Александра Невского, при чем принесла ему в качестве приданого город Кашин, до того времени принадлежавший к Ростовскому княжеству. Отчасти уже отсюда благоверной княжне Анне усвояется название «Кашинской», укреплено же за ней на вечные времена в особенности потому, что последние годы своей жизни она подвизалась в городе Кашине и здесь в обители блаженно почила и погребена.
При всей любви и уважении благоверного супруга князя Михаила Ярославича, молодая княгиня Анна не раз испытала тяжкие удары для любвеобильного сердца своего вследствие многих и великих несчастий, имевших место в Тверском княжестве и особенно в семействе своем. Истребление города Твери страшным пожаром в 1295 году, сильный мор скота и великая засуха в 1296 году, пожар в самом дворце, уничтоживший все княжеское имущество, при чем князь и княгиня едва успели выбежать из пламеневшего дворца, также тяжкая болезнь молодого Михаила Ярославича – вот какие бедствия переживала эта благоверная чета княжеская. Родное семейство ее составляли сыновья Димитрий, Александр, Константин и Василий и дочь Феодора. Но семейное счастье и спокойствие князя и княгини не были продолжительны при современных им исторических обстоятельствах. То была смутная эпоха, когда Русь находилась под владычеством татар и тяжко страдала от удельных междоусобиц и кровопролитных распрей из-за великокняжеского престола. Летом 1318 года благоверная княгиня с сыном Василием провожала мужа до реки Нерли Волжской в его последней поездке в Орду. Через несколько месяцев князь Михаил был казнен ханом Узбеком за отказ поклониться идолам, впоследствии его тело было привезено в Тверь. Княгине Анне пришлось также хоронить казненных в Орде сына Дмитрия (1326), сына Александра и внука Федора (казнены вместе в 1339).
Год монашеского пострига Анны Кашинской точно неизвестен, но в 1358 году она упоминается уже как София, монахиня, а скорее всего, даже настоятельница Тверского женского монастыря во имя святого Афанасия, в обиходе по имени основательницы называвшегося Софьиным. Внутренняя монашеская жизнь – тайна; для людей, знавших ее в миру, и для многих поколений верующих открыто только, что княгиня посвятила себя сокровенному подвигу. Ее уделом стала молитва за безвременно усопших близких и за умиротворение Русской земли.
В 1367 году княгиня уехала из Твери в Кашин вслед за своим младшим сыном, кашинским князем Василием Михайловичем. Князь Василий Михайлович построил для матери в Кашине деревянную Успенскую обитель вблизи существующего Успенского собора. В этой обители благоверная инокиня уже окончательно обосновалась и в сердечных заботах и скорбях об участи своих детей продолжала суровую подвижническую жизнь, став предметом удивления и подражания для современных жителей города. Уже почтенной старицей, в целях совершенного безмолвия и молитвенного уединения она приняла схиму с прежним именем Анны. Блаженная кончина схимонахини Анны последовала в 1368 году, лет свыше девяноста – при предположении рождения ее в 1274 году. Честное тело ее с подобающей честью погребено в Успенской церкви при обители.
Великая подвижница инокиня Анна выдающимся своим благочестием и благотворениями несомненно имела большое влияние на кашинское общество – из которого, между прочим, вышли несколько позже преподобные Ефрем Перекомский и Савва Вишерский, также высокодобродетельные супруги Ансимовы, в схиме Сергий и Марфа. Тяжкие душевные раны и страдания благоверной княгини Анны, безграничная преданность воле Божией, кротость, благотворительность, высокие подвиги иноческие долго (по блаженной кончине) сохраняли в народной памяти образ боголюбивой молитвенницы-княгини. Но вот прошло много лет со времени блаженной кончины ее, сменились целые поколения, и мало-помалу светлая личность благочестивой княгини и великие подвиги ее изгладились из памяти кашинцев, и даже забыто святое имя ее и самое место погребения, открытие которого произошло при следующих обстоятельствах.
Старый Успенский храм, где находилась могила благоверной княгини Анны, пришел в большую ветхость, так что деревянный помост в нем обвалился до самой земли. В 1581 году при исправлении полов в этом храме обнаружился «на верху земли» каменный гроб с нетленными останками, но без всякой надписи, и никто не разумел, что в нем почивало тело многоскорбной праведницы Анны – подвижницы и покровительницы города Кашина, и потому на гробницу не обращалось никакого внимания. Из жителей города богомольцы, приходя в храм на богослужения, стали относиться ко гробу без уважения; полагали на него свои шапки, верхнюю одежду и при утомлении присаживались на гробе для отдохновения и вообще считали его обыкновенным гробом. Такое забвение благоверной княгини Анны продолжалось до 1611 года, когда по особенным событиям вновь возгорелась молитвенная ревность к ней. То было грозное смутное время на Руси после утраты ею законного наследника престола, безвинно убитого в городе Угличе царевича Димитрия, когда всей земле Русской грозила полная гибель от иноземных врагов. Но вот Господь чрез особенное обстоятельство благоволил явить святую заступницу кашинцев.
Во время тяжкой болезни клирика Успенской церкви Герасима явилась ему в сонном видении жена в схимнической одежде; назвав себя Анной, она укоряла кашинцев в забвении ее и непочтении к ее гробнице, при чем возвестила, что она покровительница города Кашина, защищавшая и спасавшая его от разорений врагов, и сохраняет жителей его от многих других зол и напастей. При этом схимонахиня Анна повелела Герасиму сказать священнику и всему причту, чтобы с честью соблюдали гроб ее и зажигали бы свечу на гробе пред Нерукотворенным образом Спаса нашего Иисуса Христа. Клирик по первому разу не исполнил повеления явившейся схимонахини, «помнел что-то не истинное», как говорится в современном сказании. Тогда явление схимонахини Анны повторилось, и Герасим исполнил поручение, после чего почувствовал себя здоровым. Члены соборного причта тотчас же отслужили благодарственный молебен по случаю чудесного исцеления клирика и поставили над гробницей икону Спасителя с неугасимой лампадой.
Быстро по городу разнеслась молва об этих чудных обстоятельствах, и кашинцы весьма обрадовались тому, что новоявленная святая Анна представляет собой «крепкую во граде поборательницу», при чем тогда же признали, что только ее невидимому заступлению беззащитный город Кашин с очень небольшим населением (в 1626 году в нем было жителей – 61 семья) обязан не раз спасением от ляхов в смутное время в царствование Василия Шуйского (1608–1611 годы). Припомнили кашинцы, как бывало не раз, что «загорится храмина и та сгорит одна, а подле той ничем невредима, а больших пожаров не бывало», и теперь поняли они, что и этим необычайным обстоятельством, как и целостью города от разгромов поляков, они обязаны «молитвам и заступлению преподобныя княгини Анны». Исполнившись глубокой веры в новоявленную небесную заступницу города Кашина, жители его и окрестностей стали приходить на «честное и велелепное поклонение» ко гробу блаженно почивающей праведницы и выражали почитание ее чрез служение панихид и литий над гробницей, также молебнов Пресвятой Богородице; и те больные, которые с глубокой верой и усердием притекали и прикладывались к гробнице схимонахини Анны, получали исцеления от своих недугов.
Вести о многих засвидетельствованных чудесных исцелениях от гроба блаженно почивающей схимонахини Анны, разнесенные в окрестностях города Кашина, постепенно достигли города Москвы. Настоятель кашинского Успенского собора Василий, по совету боярина царского родственника Василия И. Стрешнева и думного дворянина Ивана Гавренева, бил челом великому государю Михаилу Феодоровичу о прославлении новоявленной святой княгини Анны; но царь вскоре по получении челобитной скончался, не успевши сделать распоряжений по этому ходатайству. По воцарении Алексея Михайловича представители города Кашина, с соизволения тверского архиепископа Ионы, нарочито прибыли в город Москву довести до сведения государя о многочисленных чудесах при гробе схимонахини Анны и с тем же ходатайством о прославлении ее. И вот по царскому указу и с благословения московского патриарха Иосифа (1641–1652 годы) произведено архиепископом Ионой вместе с присланными из Москвы архимандритом Сильвестром и игуменом Иоанном освидетельствование мощей в Успенской церкви (по словам Сильвестра) «поподлиннее со испытством, было б де что объявить великому государю». С благоговением открывши гроб 21 июля 1649 года, эта духовная комиссия обрела мощи схимонахини Анны нетленными в целом, «токмо тлению предалась часть малая носа, да у ног плюсне».
По получении в Москве акта свидетельствования мощей, почивавших 280 лет в земле, состоялся в том же 1649 году собор святителей земли Русской, на котором постановлено открыть для всеобщего поклонения мощи благоверной княгини Анны Кашинской как новой святой Русской Церкви. На открытие мощей ее 22 мая 1650 года царь с государыней царицей Марьей Ильиничной, с благородными царевнами, торжественно отправился из Москвы «в Кашин молиться великой княгине Анне Кашинской». По приезде их в десятых числах июня в Кашин мощи ее, после нового осмотра их прибывшим по царскому указу Варлаамом, митрополитом Ростовским и Ярославским, были перенесены 12 июня самим царем и боярами его в каменном гробе «из под соборной деревянной церкви Успения в соборную Воскресенскую каменную церковь и поставиша гроб на правой стороне у столпа». Во время перенесения мощей получила от них исцеление от трехгодичного беснования сноха кашинского губного старосты Петра Скобеева Анна.
Так для всей Русской Церкви открылось чествование новой святой, благоверной княгини Анны, которую Господь прославил многими последовавшими при ее раке исцелениями параличных, расслабленных, бесноватых, помутившихся умом и других, и летопись церковная продолжала пополняться сказаниями о чудесных исцелениях от угодницы Божией. Составлены были отдельные церковные службы на обретение ее мощей и перенесение их; появилось и житие новоявленной святой, которое составлено в Соловецком монастыре старцем Игнатием.
Имя преподобной Анны Кашинской особенно чтилось в царской семье Алексея Михайловича, и в дворцовых разрядах отмечены неоднократные паломничества и пожертвования их к раке благоверной. В 1652 году повелением царя изготовлена царскими мастерами в так называемом Серебряном приказе драгоценная серебряная рака для честных мощей преподобной Анны с чеканным изображением ее, с тропарем и похвалой. Царица и царевны изготовили собственными руками два вышитых золотом и серебром воздуха на святые мощи с изображениями ее.
Во исполнение царского наказа соборным священником Василием построен был вместо деревянного каменный Успенский храм и во второй половине 1676 года освящен, с приделом «во имя преподобныя и благоверныя великия княгини Анны».
В течение нескольких лет было составлено «Сказание об обретении и перенесении мощей святой Анны Кашинской», написаны службы на два этих события, составлено житие благоверной княгини, содержащее «Плач княгини Анны» и другие агиографические памятники.
Без сомнения, в благочестивой тогдашней Руси были в честь ее имени созидаемы и освящаемы храмы Божии: честные мощи ее частицами даваемы были им в благословение, в церквах и домах, особенно в городе Кашине, имелись иконы преподобной Анны; имя ее даваемо было новорожденным; к честным мощам ее был открыт доступ всем верующим для поклонения. Таким образом, чествование преподобной Анны установленным чинопорядком завершилось окончательно.
Однако вскоре святая княгиня Анна неожиданно становится символом раскольников, пострадав уже после кончины от неразумных ревнителей. Это необычайное событие, драматичное и единственное в истории Русской Православной Церкви, произошло в 1677 году. Царь Феодор Алексеевич должен был посетить город Кашин и поклониться мощам благоверной Анны, однако накануне комиссия, направленная Патриархом Иоакимом, провела исследование случаев исцелений от мощей Кашинской святой и приняла решение о запрете их почитания. Выводы комиссии были озвучены на малом соборе в Москве, который признал почитание и житие Анны Кашинской ложными, по княгине было разрешено петь панихиды, а не молебны, шитый покров и иконы с изображением святой предписывалось взять в Москву для рассмотрения, а имя благоверной Анны исключить из святцев. Это решение подтвердил Собор 1678-1679 гг. Придел во имя княгини нового кашинского Успенского собора тогда же переименовали в честь Всех святых. Основания для деканонизации были представлены в 13 пунктах. Основной из них звучал так: «правая рука согбена, яко двуперстно благословляющая». Данный факт имел важное значение в условиях активного распространения старообрядчества, использовавшего результаты освидетельствования мощей Анны Кашинской как аргумент в пользу двоеперстия.
После деканонизации почитание святой княгини в Кашине не прекратилось в течение всех 230 годов со времени собора 1678 года. Драгоценная рака с честными мощами ее продолжала находиться в Воскресенском соборном храме. У раки княгини пелись молебны Всем святым с чтением молитвы благоверной Анне, ее имя поминалось на литиях и отпустах в храмах Кашинского уезда. Свято сохранялись и чтились во многих церквах города и частных домах именитых старожилов очень древние иконы благоверной; из таковых особенно замечателен от 30 ноября 1667 года небольшой серебряный образ – из двух серебряных позолоченных и сложенных одна на другую дощечек, принадлежащий княгине Е. Голицыной. Также сохраняются в древнем (от 1667 года) кресте напрестольном в Успенском соборе и иконах частицы мощей преподобной Анны. В последующие за соборным запрещением времена иконы ее писались для верующих. Житие ее списывали и хранили как драгоценное сокровище, и во многих домах граждан города Кашина благоговейно сохраняются доселе книжки, писанные полууставом XVIII века, с церковными службами, житием и чудесами святой благоверной Анны.
В день Всех святых на общегородской крестный ход с иконой Анны Кашинской стекалось множество богомольцев. Кроме того, в Тверской губернии существовал благочестивый обычай на праздник Вознесения Господня совершать крестный ход на святую гору – высокий холм близ села Едимонова, где, по преданию, Анна прощалась со своим мужем князем Михаилом перед его последней поездкой в Орду. На святой горе стояла часовня, в которой находилась икона-картина «Прощание князя Михаила с княгиней Анной и двумя сыновьями».
В 1818 году Священный Синод разрешил печатать месяцесловы с указанием памяти Анны Кашинской. В 1899 году архиепископ Димитрий (Самбикин) распорядился возобновить запись о чудесных исцелениях и видениях благоверной княгини при соборе, у настоятеля, «без особых оглашений». Общецерковное почитание Анны Кашинской было восстановлено указом Синода от 7 ноября 1908 г. Дни памяти святой – 25 (12 ст. ст.) июня, 15 (2) октября и в Соборе Тверских святых в первую неделю после 12 июля (29 июня). В 1911 году был составлен акафист святой.
Мощи благоверной княгини Анны находятся в кашинском Вознесенском соборе, часть мощей – в церкви во имя святых апостолов Петра и Павла. Ежегодно 25 июня в Кашине совершается крестный ход с иконой благоверной княгини по всему городу.
По материалам статьи И.В. Баженова, Костромские епархиальные ведомости,
1909, № 11, отдел неофициальный, с. 339–362
http://bibl-kostroma.ru/
http://svt-nikolay.moseparh.ru/