Святое Богоявление – один из самых любимых в народе праздников. В этот день в храме всегда особенно много прихожан, много причастников. Все в храме с нетерпением ждут освящения воды, за которой выстраивается длинная очередь.
Праздник именуется Богоявлением, поскольку при Крещении Иисуса Христа в Иордане Иоанном Предтечей человечеству явилась Пресвятая Троица: с небес раздался глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17), и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.
Праздник утвердился еще в апостольское время. В празднике Крещения Господня утверждается вера в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога. Церковь же, утверждая необходимость Крещения для верующих во Христа, учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары, ведь в Крещении мы облекаемся во Христа. Так и поется в праздник и при Крещении всякого человека, приходящего в мир: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».
В монастыре освящается вода в Алексиевском храме, куда несколько дней после праздника приходят люди чтобы набрать святой крещенской воды – Великой Агиасмы. После освящения ею были окроплены храмы, келейный корпус и прочие монастырские постройки.
Слово Патриарха
Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, то есть Сын Божий Господь Иисус Христос, явил нам Бога (Ин. 1, 18). И явление это было особенным. Бог возжелал не только явить Себя людям, Он возжелал войти с людьми в самое тесное общение, какое только возможно: Он Сам становится человеком Он соединяется с плотью и кровью человеческой и через славу Своего Воскресения и вознесения на Небо вводит нашу человеческую природу в тайну жизни Святой Троицы. С пришествием в мир Спасителя Божественное и человеческое стали неразлучны, как были неразлучны Божественная и человеческая природы в единой богочеловеческой Личности Христа Спасителя.