Долгожданный праздник Рождества Христова пришел в череде забот и только дополнительным усилием можно было не потерять самый смысл этого праздника, который звучит, как некогда звучала ангельская песнь Вифлеемским пастухам.
«Для нас всех чудная ангельская песнь о мире, вновь возвещающая эту радость через Церковь Христову, должна звучать по-особенному. Ведь этот мир, принесенный родившимся Господом, всегда должен быть в нашей душе. Этот мир - печать нашего благодатного стояния во Христе». (Архимандрит Иоанн Крестьянкин).
Утром в пятницу длинную череду праздничных богослужений открыли Царские часы, затем была отслужена вечерня, совершена Литургия святителя Василия Великого, освящено праздничное коливо. Поздно вечером в Рождественский сочельник, когда уже «взошла первая звезда» началось праздничное всенощное бдение. В монастыре не принято сокращать службу и обычно на праздничные ночные богослужения приходят те, кто готов стоять до утра. Таких стойких прихожан на этот раз нашлось достаточно много - 174 человека. Почти все они причастились Христовых Тайн.
Разговление в монастырской трапезной, которая несколько дней украшалась мишурой, гирляндами, снежинками, заботливо вырезанными нашими прихожанами, стало продолжением праздничной службы. И, конечно, было традиционное пожелание на новый год – высказывание старцев со сладким подарком, которое каждый снимал со специально приготовленной елки.
Утром в самый день праздника, после поздней Литургии, которою можно считать «детской», потому что причащаются на ней в основном дети, после праздничной трапезы, состоялся концерт, подготовленный нашими воспитанницами. Благодарные зрители очень тепло приветствовали подросших за прошедший год девочек. В завершении праздника выступали все желающие, все получили сладкие подарки и призы.
История праздника Рождества Христова
Праздник Рождества Христова возник в первые века христианства, до IV века отмечался 6 января и вначале относился ко Крещению Господню. Главной целью праздника было воспоминание и прославление явления во плоти Сына Божия. При этом Православная Церковь особо выделяла значение Рождества Христова в противоположность распространенным тогда ересям, отрицавшим Божественную природу Иисуса Христа и утверждавшим, что лишь при Крещении произошло «истечение Божества» на Спасителя. Праздник был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в 1-й половине IV века (при папе Юлии) и перенесен на 25 декабря с целью создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. Восточная Церковь ввела эту традицию немногим позже, около 377 года. По мнению отцов Церкви, 25 декабря и исторически более соответствует дню самого Рождения Господа Иисуса Христа.