Праздник Богоявления – Крещения Господня – это праздник Просвещения, день, в который Господь приоткрывает всем нам тайну, о которой Он в Евангелии от Иоанна (3:3-5) говорит фарисею Никодиму: «…Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.»
Самой заметной особенностью церковного Богослужения этого праздника является Великое Водоосвящение, которое совершается только в этот праздник, в память о принятии Иисусом Христом водного крещения от руки Иоанна Предтечи. Этот чин совершается дважды, в канун и в сам день праздника.
Чин Великого Водоосвящения состоит из трех частей: пения особых торжественных песнопений – тропарей, чтения библейских текстов и особых молитв.
Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».
Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? — От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).
Во второй половине X века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение — в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектеньи и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.
«Крещение, которое принял от Иоанна начальник и совершитель нашего спасения Христос, есть образ нашего новозаветного крещения: как для Христа оно было началом Его служения во спасение людей, так для нас наше новозаветное крещение есть начало служения Христу, начало жизни для Христа. Воды Иордана, которые удостоились принять в себя пречистое тело Спасителя, составляют образ купели, в которой умираем мы для греха и смерти и воскресаем для новой светлой жизни во Христе. Далее, как на Господа во время Его крещения от Иоанна сошел Дух Святой, так и нам в крещении обильно подаются Богом дары Духа Святого, залог будущей жизни». Архимандрит Кирилл (Павлов).
Праздничное всенощное бдение и Божественную литургию совершил духовник обители игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении клириков обители. По окончании Литургии было освящено праздничное коливо. Затем духовенство, сестры монастыря и прихожане крестным ходом перешли в Алексиевский храм, где был совершен чин Великого освящения воды, после чего были окроплены храмы, все строения обители, все служебные помещения.
Слово Патриарха
Праздник Рождества Христова возник в первые века христианства, до IV века отмечался 6 января и вначале относился ко Крещению Господню. Главной целью праздника было воспоминание и прославление явления во плоти Сына Божия. При этом Православная Церковь особо выделяла значение Рождества Христова в противоположность распространенным тогда ересям, отрицавшим Божественную природу Иисуса Христа и утверждавшим, что лишь при Крещении произошло «истечение Божества» на Спасителя. Праздник был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в 1-й половине IV века (при папе Юлии) и перенесен на 25 декабря с целью создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. Восточная Церковь ввела эту традицию немногим позже, около 377 года. По мнению отцов Церкви, 25 декабря и исторически более соответствует дню самого Рождения Господа Иисуса Христа.