На вечерне Великого Пятка в храмах Православной Церкви совершается вечерня с выносом Плащаницы. Плащаница полагается в центре храма. На утрене Великой Субботы, совершаемой в вечером в пятницу, бывает крестный ход под погребальный перезвон вокруг храма с Плащаницей – погребение Господа. Также читается канон «О распятии Господни и на плач Пресвятые Богородицы». Все чтение и возгласы во время богослужений в храме совершается перед Плащаницей.
Богослужение Великой Субботы посвящено времени между смертью Христа и Его воскресением, это есть благоговейное бдение перед гробом Господним.
"Христос — на кресте: соберемся вкупе, и будем общниками Его страданий, да приобщимся и славы Его. Христос — между мертвыми: умертвим себя греху, да живем правде. Христос обвивается пеленами и чистыми плащаницами: разрешимся от уз греховных и облачимся божественным светом. Христос во гробе новом: очистим себя от ветхого кваса, и соделаемся новым смешением, да будем обиталищем Христовым. Христос — во аде: низойдем с Ним к смирению, которое творит нас высокими, да с Ним и воскреснем, и вознесемся, и прославимся, наслаждаясь непрестанным лицезрением Божиим. Освободитесь сущие от века; изыдите связанные; явитесь находящиеся во тьме; идите на свободу, пленные; прозрите, слепые; пробудись, спящий Адам, и возстань из мертвых: ибо возсиял Христос — воскресение." Прп. Иоанн Дамаскин.
Слово Патриарха
Господь во гробе, но Божественной Своей силой Он сходит во ад. Умерший Спаситель снисшел в самое средоточие зла. В Великую Субботу произошло то, о чем мы не знаем. Мы не знаем, как это произошло и что это означает, но Бог соприкоснулся не с ограниченной человеческой злобой, а с абсолютным, могущественным злом и спас праведников от власти этого зла. Нам остается только благодарить Бога, что через Сына Своего, возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа, все это произошло – и страдания Его, и Крест, и смерть. И мы благодарим Господа именно потому, что сегодня ночью мы будем праздновать Его Воскресение, которое является победной точкой не только в Евангельской истории, но и в истории всего человеческого рода.