4 июня в этом году Православная Церковь отмечает один из самых любимых народом праздников - день Святой Троицы.
С давних времен существует благочестивый обычай украшать в день Троицы храмы и дома зеленью — ветками берез, цветами.
"Празднование Святой Троице, Которой некогда поклонился Авраам в Мамврийской дубраве, располагало древних христиан в день Святыя Троицы вносить в храмы древесные ветви и цветы, дабы таким образом украшенный храм Божий очевиднее изображал собою ту Мамврийскую дубраву и Авраамову кущу, где некогда благоволил явиться Триединый Бог.
Кроме того, в Церкви ветхозаветной был также священный обычай приносить в праздник Пятидесятницы первые плоды жатвы, которая в Палестине оканчивалась к сему времени. И в праздник христианской Пятидесятницы ветви и цветы приносятся как начатки Богу — от весны, обновляющейся силою Духа Зиждителя, и указывают на духовное плодоносие Церкви Христовой." (святитель Димитрий Ростовский).
Накануне праздника на всенощном бдении впервые после Пасхи прозвучала молитва Святому Духу "Царю Небесный…"
Праздничную Божественную Литургию совершил духовник монастыря игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении протоиерея Александра Кружкова и диакона Дионисия Лаврова. Утреннее Богослужение завершилось 9-м часом и великой вечерней c чтением торжественных коленопреклоненных молитв.
За всенощной молилось 124 человека, за Литургией - 315 человек, из них 165 человек причастились Святых Христовых Таин.
Слово Патриарха
От Пасхи до сего дня мы прославляли Господа Воскресшего и Вознесшегося. А сегодняшний день посвящен воспоминанию о наиважнейшем событии — создании Церкви. Господь даровал Духа Своего апостолам и через них — всем нам. Святой Дух пребывает в человеческой истории, в человеческой жизни, в жизни каждого человека. Когда мы все вместе стоим вокруг престола Божиего и совершаем Божественную Евхаристию, причащаемся Тела и Крови Христовых, то силой Святого Духа мы становимся участниками Тайной вечери, а значит, и всего того, что Бог во Христе совершил для людей. И тогда слово Божие оживает в нашем сознании, оплодотворяет наше сердце, мы начинаем правильно его понимать, и у нас появляются силы его исполнять.
Отцы Церкви о Святой Троице
Церковь безначальна, бесконечна, вечна, как Кто? Конечно, как и ее Основатель – Троичный Бог, безначальный, бесконечный и вечный. Церковь нетварна, как нетварен и Бог. Она существовала прежде веков, прежде Ангелов, прежде сотворения мира. Это таинство таинств. Оно было незримо и стало явлено в последние времена. Церковь пребывает непоколебимой, потому что укоренена в любви и премудром промысле Божием. Вечную Церковь составляют три Лица Святой Троицы… Любовь Божия сотворила нас по Своему образу и подобию. Она включила нас в Церковь, хотя знала о нашем отступлении. Она дала нам все, чтобы и нас соделать богами по благодати и дару. Несмотря на это, мы, употребляя свою свободу во зло, потеряли первоначальную красоту, первоначальную праведность и отсекли себя от Церкви. Но вне Церкви нет спасения, нет жизни. Поэтому милостивое сердце Бога Отца нашего не оставило нас вне Своей любви. Бог снова открыл нам врата рая и в последние времена явился во плоти.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит
Духом Святым оживляется всякая душа, даже самая-самая грязная и смрадная от грехов и пороков... Но если она потянется к Богу, если она захочет очиститься,– Святой Дух, ниспосланный Христом Спасителем от Отца в помощь нам, совершит это чудо! Он очистит грешную душу,– и очищенную возвысит до степени святости. Только бы пожелал этого человек. У некоторых "встреча" со Христом происходит неожиданно и почти мгновенно. Зайдет человек по Промыслу Божию как будто случайно в храм Божий посторонним наблюдателем, и вдруг какой-то момент службы, песнопение или слова произнесенной молитвы внезапно так пронзят его душу, так глубоко западут в сердце, что человек становится верующим. И вера его обычно очень крепка, так как поверил он не с чужих слов, не с подсказки, а сам познал, почувствовал присутствие в своей душе благодати Святого Духа.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Братия мои! Без Духа Святого нет истинной жизни в человеке, нет мира в душе, нет света Божия, нет правды, святости, истинной радости и блаженства. Без Духа Божия не может быть в нас и нет истинной веры, упования и любви, святой простоты, чистоты сердца, никакой истинной добродетели и нет спасения. Будем же всегда усердно молить Бога Отца, да не отвергнет нас от Лица Своего и Духа Своего Святого да не отымет от нас. Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадский.