12 июля – день кончины замечательного духовного подвижника нашего времени, старца, известного всему православному миру - Паисия Святогорца. В январе 2015 года он был прославлен в лике святых. Память его отмечается в день преставления. 10 июля в нашей обители была совершена полиелейная служба преподобного Паисия Святогорца.
В народном сознании Паисий Святогорец сразу воспринимался как святой. После блаженной кончины старца Паисия было издано несколько его жизнеописаний, митрополитом Эдесским Иоилем ему была написана служба, многочисленные церковные деятели призывали к его скорейшей канонизации.
Иконописные изображения преподобного Паисия Святогорца появились во многих греческих монастырях и храмах еще до его официального прославления. В некоторых случаях он был изображен без нимба, в некоторых с нимбом, иногда назван “святым” и “преподобным”. Иконы отличались значительным разнообразием.
Фреска, на которой изображен старец Паисий, появилась еще до его канонизации за пределами Греции – в храме Вознесения Господня в Белграде.
Храмы Паисия Святогорца начали строиться до его официального прославления в Александрупольской и Патрской епархии Эладской Православной Церкви, а после его прославления во многих областях Греции и Кипра.
На Святой Горе Афон, в некоторых греческих городах и селениях хранятся части облачения и личные вещи Паисия Святогорца: четки, монашеские пояса, рясы, выполненные его руками резные иконы и кресты.
Преподобный Паисий с особым чувством относился к Афону, подчеркивая, что «Святая Гора может дать нашему народу многое. Она вновь может создать Византию, от которой произошла». Старца называют «носителем подлинного святогорского духа». Особые условия, исторически сложившиеся на Святой Горе, сделали ее главным центром восточного монашества, где сохранялась духовная традиция и культурное наследие православных народов. Подвижник прошел школу афонского монашества, Святая Гора была для него не географической точкой на карте, а образом жизни, мысли, существования.
Паисий Святогорец привлёк множество людей к монашеской жизни и оказал большое духовное влияние на молодое поколение иноков Святой Горы. Он дал новый импульс афонскому монашеству и оставил после себя множество учеников и духовных преемников.
Старец Паисий не ставил перед собой великих задач: стать апостолом, миссионером, проповедником. Он поставил перед собой только одну единственную цель – стать монахом: очиститься от страстей и посвятить себя Богу. Поэтому его служение и увенчалось богатыми плодами. Слова проповеди Паисия Святогорца были наполнены глубоким смыслом именно потому, что его поучения «были плодом святой жизни и Божественного Просвещения».
Паисий Святогорец стремился к жизни в безвестности вдали от мира, однако, пожертвовав собой ради ближних, вышел с проповедью к народу. Его выбор был обусловлен Божественным призванием. Старец начал принимать паломников после того, как ему дважды чудесным образом явился его почивший духовный наставник старец Тихон (первый раз это произошло 10 сентября 1971 года).
Паисий Святогорец был старцем, то есть носителем духовной аскетической традиции Церкви, передаваемой из поколения в поколение, «врачом души», на практике прошедшим борьбу со страстями и искушениями. Полагая, что богословие без личного опыт похоже на крота, который пытается описать солнце, он никогда не теоретизировал и не советовал другим того, чего не исполнил сам. В первую очередь подвижник жертвовал собой ради других и призывал к самопожертвованию своих слушателей.
Слова апостола Павла «Для всех я сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых» (I Кор. 9:22), в полной мере применимы к преподобному Паисию. В его житии мы можем найти множество примеров, когда он находил общий язык и помогал всем вне зависимости от их образованности, материального положения и духовного состояния. В келью к святому Паисию приходили известные политики, деятели искусства и науки, православные и инославные.
Характерной чертой афонской монашеской традиции является независимость от «сильных мира сего». Всегда к афонским подвижникам за наставлением обращались представители всех слоев общества и монахи всегда выступали как безбоязненные обличители неправды.
Много подобных примеров можно найти в жизнеописании Паисия Святогорца. Когда один из президентов Греции приехал на Святую Гору Афон, преподобный Паисий посоветовал святогорским монастырям не принимать его, потому что он подписал закон, легализующий̆ аборты.
Несмотря на свою принципиальную позицию, Паисий Святогорец не был фанатиком-зилотом, противопоставляющим себя священноначалию. Паисий Святогорец ничего не предпринимал без благословения афонского священноначалия. Однажды он приехал в Суроти и увидел, что срок его предыдущего письменного разрешения на выезд с Афона уже истёк. Хотя ему надо было уезжать по срочному делу, он остался на месте и потерял два дня, ожидая, пока с Афона ему привезут новую отпускную грамоту (хотя это было формальностью, которую не соблюдал почти никто из афонских насельников). Старец Паисий неоднократно встречался с Константинопольскими патриархами и с большим почтением отзывался о священноначалии.
Чтобы помочь людям, старец не жалел времени и усилий. Он ежедневно терпеливо принимал огромное число паломников, несмотря на то, что они отнимали у него драгоценную тишину и нарушали установленный распорядок дня.
Известный богослов архимандрит Георгий (Капсанис) в своих воспоминаниях приводит слова Паисия Святогорца: «Когда кого-то мучает какая-то проблема, его следует внимательно выслушать. Как бы долго он не говорил, нельзя показывать, что его слова утомили тебя – потому что тогда все будет без толку. Однажды я неподвижно слушал рассказ одного юноши в течение девяти часов. У меня от боли даже свело кишечник… когда кто-то становится духовником – он должен быть полон решимости пойти в ад вместо тех, кого он исповедует. В противном случае он не готов быть духовным отцом».
Наставления Паисия Святогорца были построены таким образом, чтобы быть полезными каждому конкретному слушателю. Его поучения, обращенные к сподвижникам по Святой Горе, монахиням и мирянам, порой заметно отличаются. Он был способен духовно руководить монахами и монастырями, разрешать проблемы мирских людей – неженатых и семейных, беседовать с учеными, на которых производили впечатление его знания и гибкость ума. Врач-психиатр, после того, как встретился с отцом Паисием, рассказывал, что не только получил от старца утешение и поддержку, но и сделал вывод, что отец Паисий знаком с новейшими достижениями психиатрии. Согласно воспоминаниям духовного чада, его социальный кругозор поражал: «хотя он и был монахом-пустынником, он прекрасно знал, что творится в мире, и мог ответить на любой вопрос». То, что Паисий Святогорец говорил о психологии ребенка (например, о значении грудного вскармливания, недопустимости ругать и наказывать ребенка), опередило свое время и было впоследствии подтверждено научными исследованиями. Подобные знания святого Паисия были плодом не мирского образования и начитанности, а Божественного Просвещения.
Однажды, когда старец беседовал с многочисленными посетителями, маленький мальчик бил палкой по земле и мешал им сосредоточиться на беседе. Несмотря на настойчивые просьбы отца, малыш продолжал шуметь. Тогда отец Паисий сказал: «Сыночек, Георгий, не стучи, а то разбудишь американцев, которые спят на другой стороне земли».
Святой Паисий мог свободно говорить много часов подряд, не готовясь заранее, а слушатели ловили буквально каждое его слово. «На меня производило впечатление, - говорил бывший наркоман, - то, что двумя-тремя словами старцу удавалось прийти к взаимопониманию с такими, как я, и пробудить интерес к жизни».
По словам Владыки Иерофея (Влахоса) преподобный Паисий «излучал утешение и сострадание… его нежное и чувствительное сердце было нескончаемым согревающим солнечным светом».
В учении святого Паисия молитва предстает как наиболее действенное средство к исцелению и обожению человека. Участие в богослужении он рассматривал как центр жизни каждого православного человека.
«Живя рядом со старцем, я понял, что аскеза это путь, ведущий к Богу. Он убедил меня, что аскеза обязанность не только монахов, но и всякого христианина. Человек аскезы – это человек Божий», - писал один из паломников, близко знавший Паисия Святогорца.
Сам преподобный безропотно переживал нечеловеческие страдания, связанные с его тяжелым заболеванием. Последние дни его жизни можно уподобить подвигу мучеников, пострадавших за Христа. Он ничего не требовал от Христа, ничего для себя не просил, а хотел только одного: не расстраивать Господа. И стремился к этому каждый день, прилагая все свои силы. Паисий Святогорец хотел научить слушателей смотреть на Христа не как на судью, не как на полицейского, а относиться к Нему как Отцу.
Причину бед, постигших народ, святой Паисий видел в грехе, тяжелой духовной болезни общества. Он утверждал, что за духовным возрождением неизбежно последует и национальное, поэтому тема борьбы с грехом занимает центральное место в его богословских построениях. Покаяние предстает не только как личное перерождение, но и как начало преображения всей человеческой жизни и человеческого общества вообще.
Паисий Святогорец заботился не только о духовном спасении своей паствы, но и старался помочь людям гармонично устроить жизнь на земле. Его поучения – кладезь практических советов. Иеромонах Исаак пишет: «Многим наркоманам старец помог порвать с наркотиками. Вначале ему удавалось пробудить в них интерес к жизни, установить с ними контакт и завоевать их доверие… Он советовал им пойти на исповедь, начать жить духовной жизнью, устроиться на какую-нибудь простую работу, чтобы быть чем-то занятым. Он советовал им есть морковь и давал другие практические советы… Он помогал им стать членами общества и создать семьи».
Старец Паисий призывал системно и ответственно заняться детским просвещением. Кроме того, преподобный распространял образовательную (прежде всего, историческую) литературу. По мысли подвижника, образование должно давать не просто сумму знаний. Он был против безнравственного образования, лишенного духовных ориентиров. По его словам, современное образование делает людей похожими на роботов. Они теряют способность к суждению.
Отношение подвижника к Родине было чисто духовным. Он был чужд этнического национализма и призывал к консолидации православных народов. Важно для него было вернуть народу упавшую от многочисленных испытаний самооценку и дать ему сильное и мужественное самосознание. Надежда сопровождала Паисия Святогорца всю его жизнь, особенно в трудностях.
И после своей кончины святой Паисий помогает людям посредством своих книг. Его творческое наследие вызывает небывалый резонанс, переведено на многие иностранные языки, находит отклик в человеческих сердцах, приводит в умиление и трогает как простых людей, так и интеллигенцию.
Преподобный Паисий явился подлинным учителем духовной жизни. Его слова действуют посредством Благодати Святаго Духа и приводят ко спасению множество людей.
По материалам статей:
Афанасий Зоитакис. Духовное и историческое значение наследия равноапостольного Космы Этолийского (1714-1779) и преподобного Паисия Святогорца (1924-1994) http://agionoros.ru/docs/1629.html
Афанасий Зоитакис. Наследие преподобного Паисия Святогорца. // Журнал духовно-нравственной культуры ПОКРОВ, №3(549)/2017, июль-сентябрь, сс. 9-16