18 августа, в канун праздника Преображения Господня, в монастыре было совершено всенощное бдение. Духовнику монастыря игумену Пимену сослужили протоиерей Александр Кружков и диакон Дионисий Лавров. За всенощным бдением молилось 118 человек.
В конце богослужения Матушка Игумения Феодосия выехала в Духосошественский храм г. Саратова, где в числе духовенства храмов Саратовской епархии и сотрудников Епархиального управления поздравила Владыку Лонгина с годовщиной архиерейской хиротонии.
19 августа, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, игумен Пимен (Хеладзе) совершил в сослужении протоиерея Александра Кружкова и диакона Дионисия Лаврова праздничную Божественную литургию. По окончании литургии было совершено славление, освящено праздничное коливо, а также освящены плоды нового урожая. За праздничной Литургией молилось 225 человек, из них 163 причастились Святых Христовых Тайн.
Клирик нашего монастыря иерей Сергий Постнов совершил праздничные богослужения на приписном приходе в храме пророка Илии в селе Липовка Базарно-Карабулакского благочиния. Там также было отслужено всенощное бдение в канун праздника, праздничная Божественная литургия и были освящены плоды нового урожая.
НА ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры! Сегодня Святая Церковь празднует, и мы с ней торжествуем пресветлый праздник Преображения Господня на горе Фаворской и прославление нашего человеческого естества в лице Господа Иисуса Христа.
Спаситель взял с Собой ближайших, самых преданных и сильных в вере, надежде и любви к Нему учеников — Петра, Иакова и Иоанна, поднялся с ними на гору Фавор и предался молитве. Во время Его молитвы совершилось чудное преображение: лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались белыми, как снег; и явились по сторонам Господа два великих ветхозаветных пророка — законодатель Моисей и пророк Илия, взятый на огненной колеснице живым на небо; причем они явились также в славе, то есть в небесном свете, и беседовали с Господом о наступающих страданиях и крестной смерти Его в Иерусалиме. Находясь со Христом повседневно, апостолы видели только человеческую природу Иисуса Христа. На Фаворе Он явил им Свое божество, показал им Свою божественную славу, «якоже можаху», то есть насколько они, смертные, грешные люди, способны были воспринять своим человеческим взором непостижимую тайну, величие и блистание Божества.
В славе преображения Христа Спасителя предвозвещалась слава Его воскресения из мертвых и та слава, в которой Он придет на землю судить живых и мертвых. Господь преобразился перед учениками, чтобы еще и еще раз после бесчисленных чудес показать им очевиднейшим образом Свое божество и Свое единосущие с Отцом, чтобы они не поколебались в вере во время страданий Его, которые уже приближались, но уразумели и поняли, что Он страдал и умирал за грехи мира добровольно, и с дерзновением проповедовали о Нем людям, что Он истинно Единородный Сын Божий, Вечный, Творец мира видимого и невидимого.
Ветхозаветные пророки Моисей и Илия явились со Христом, чтобы засвидетельствовать апостолам, что Иисус Христос есть предвозвещенный издревле пророками истинный Мессия, Спаситель мира, обладающий живыми и мертвыми, а также для убеждения учеников в настоятельной необходимости страданий и смерти Его для искупления мира. Они явились в небесной славе для того, чтобы уверить учеников и всех последователей Христовых, что за их приверженность, любовь к Богу и людям, за подвиги на земле их ожидает такая же или еще большая слава, как учеников и друзей Христовых.
Когда пророки беседовали с Господом, апостол Петр, не ведавший, что говорил, хотел наслаждаться блаженством на Фаворе в присутствии Христа. «Господи, хорошо нам здесь быть, — сказал он, — ...сделаем три кущи, то есть палатки из зеленых ветвей: Тебе одну и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4). Нет, святой и всехвальный апостол Петр, не место и не время тебе тут блаженствовать, а предлежит тебе претерпеть тяжкие муки и ужаснейшую смерть. Разве ты не слышал, о чем говорили пророки с Господом во время преображения Его? Не о блаженстве, а о страданиях и смерти, которые надлежало претерпеть Ему. Петр не знал, от великой радости и счастья, что говорит. Надо было вразумить свыше его и прочих учеников. И еще не кончил Петр своих слов, как с неба послышался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5), то есть не следуйте тому, что вам нравится, что вам приятно, а слушайте Его, Сына Моего Возлюбленного. А Он говорил еще совсем недавно: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9, 23). Вот в чем надо слушаться Его.
И нам, дорогие братия и сестры, не должно искать на земле радостей и блаженства: здесь не место и не время для блаженства, а место и время для слезного покаяния и очистительных скорбей. Блаженство будет там, на небе, в вечности, для истинно веровавших и подвизавшихся здесь.
Созерцание учениками славы Божией на Фаворе предвозвещало людям ту высокую радость, то блаженство, какое дает человеку приближение к Богу и духовное общение с Ним. В таком общении и духовном созерцании Господа состоит блаженство праведных, для которых все земные, суетные блага утрачивают всякую цену и привлекательность.
Праздник Преображения побуждает нас, христиан, подумать о том, способны ли, достойны ли мы своими духовными очами видеть Господа, приблизились ли мы к Нему своими мыслями, чувствами и делами.
Чтобы достичь этого, будем стремиться непрестанно изменяться к лучшему покаянием глубоким и нелицемерным, твердым, и непрестанным, и усердным деланием добрых дел. Будем с терпением и упованием переносить постигающие нас скорби, напасти и страдания. Перед преображением Своим Господь молился, и вся земная жизнь нашего Спасителя сопровождалась молитвой к Отцу Небесному. Давая нам пример и образец молитвы, Спаситель показывает тем самым, что и для нашего духовного преображения нужны прежде всего молитва и помощь Божия, собственные усилия и благодать Божия. Только Господь мог освободить человека от рабства греху, обновить его естество. Словами Псалмопевца мы обращаемся к Господу: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50,12). В праздник Преображения Господня мы просим Своего Спасителя: «Да воссияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный». Пусть эта просьба соединяется у нас с нашим личным усилием и стремлением быть способными видеть очами веры блистание божества и достойными лицезреть славу Божию. Аминь.
Архимандрит Илия (Рейзмир)