10 октября Православная Церковь прославляет священномучеников Германа (Косолапова), епископа Вольского, и иерея Михаила Платонова, входящих в Собор Саратовских святых.
Праздничную Божественную литургию в монастыре отслужили игумен Пимен (Хеладзе) и диакон Дионисий Лавров. По окончании Литургии было совершено славление священномученикам.
На всенощном бдении молилось 36 человек, на праздничной Литургии – 30, из них пятеро причастились Святых Христовых Тайн.
Из житий священномучеников Германа, епископа Вольского,
и Михаила Платонова, пресвитера
Мы не приводим полное житие этих подвижников, так как оно опубликовано в замечательной книге «Собор Саратовских святых: сборник житий», автор-составитель – священник М. Плякин. Здесь упоминаются лишь отдельные моменты.
Епископ Герман (Косолапов)
Священномученик Герман, епископ Вольский (в миру Николай Васильевич Косолапов), родился в Саратове 22 октября 1982 г., в семье преподавателя реального училища. Окончив гимназию, Николай Васильевич стремится из родного Саратова в Санкт-Петербург – поступать в Духовную академию. В этом городе у него есть родственники – сестра с мужем, но они не отличаются большой верой, а для юноши так важно укрепиться в христианстве – и он старается найти себе отдельное жильё.
Учитывая, что у Николая Васильевича было только светское образование, подготовка к поступлению в СПбДА шла нелегко. От усердных занятий слабеет здоровье, врачи запрещают заниматься, но будущий мученик уже сейчас, невзирая на свои недуги, работает с полной самоотдачей, скрывая свои болезни от родителей, чтобы не беспокоить мать. Он не теряет надежды и уповает на Бога, что труды его не пропадут. И действительно, поступление в Духовную Академию состоялось.
«Мне так всё там нравится, так там всё просто, что готов век прожить под кровом этой alma mater.» - делится он с будущим священномучеником Гермогеном, епископом Вольским, чья личность оказала на него большое влияние. Владыка укрепил юношу в стремлении принять монашество, а Николай ценил сочувствие и участие: «Это так необходимо для начинающего жизнь инока». «Летом мне очень бы хотелось пожить у Вас в скиту – не знаю только, придётся ли» - пишет он Владыке Гермогену. Летом в каникулы Николай Косолапов приезжал в родной Саратов и нередко жил в Алексиевском скиту Спасо-Преображенского монастыря (сейчас Свято-Алексиевский женский монастырь г. Саратова).
По окончании Духовной академии отец Герман служит сначала в Вятской, затем в Саратовской епархии, и в 35 лет рукополагается в епископа Вольского.
Вольские прихожане так писали о владыке: «У него была всегда одна дорога — в храм, где он совершал богослужения для верующих и в своих проповедях излагал только чистые истины Христова учения, призывая всех к миру, любви, осуществлению в жизни правды Божией, смирению, кротости, терпению и прочим христианским добродетелям. Всё это было вполне естественно, так как и сам епископ Герман представляет образец архиерея кроткого, тихого, глубоко верующего. По этой причине и служение его производило всегда на всех глубоко умиротворяющее влияние».
Советская власть перекраивает жизнь по-своему, но Владыка Герман принимает всё не только без раздражения, но даже без недовольства. Ему отказывают в лошадях – он ходит к службам, как всегда, точно, аккуратно и с благодушным настроением. Перестают выдавать денежные средства – не протестует. По городу разносятся слухи, что красноармейцы, вступив в город, устроят жестокую расправу над гражданами – Владыка неотлучно в городе, служит, утешает, ободряет, рассеивая слухи. Красноармейцы приходят с обыском - он угощает их своим обедом.
Святитель Герман был арестован по «Делу саратовских церковников» - первый показательный «процесс над попами» в Российской Федерации, составленный наспех, с многочисленными неточностями, разночтениями и без фактического материала, - и впоследствии расстрелян, когда Саратовская ЧК постановила применить красный террор.
В этом деле фигурирует ещё один священномученик, входящий в Собор Саратовских святых, – священник Михаил Павлович Платонов.
Иерей Михаил Платонов
Иерей Михаил, ревностный служитель Церкви и талантливый проповедник, в 39 лет направлен в Хвалынск – центр старообрядцев, где он принимает живое участие в организации сиротских приютов-школ, занимается миссионерством. В 45 лет о. Михаил оказывается в Саратове, где возрождает Алексиевский приют для детей-сирот, находившийся на грани закрытия.
Отец Михаил - священник с активной, бескомпромиссной гражданской позицией. После Февральской революции он создает православное общество «За веру», позже – избирательный блок «За веру и порядок», целью которого является восстановление православной монархии. Несмотря на угрозы, отец Михаил открыто обличает безбожную власть: «Много горестного, обидного и преступного совершается в настоящее время на Святой Руси…», «попирается вся правда и любовь», «та партия, которая прямо или косвенно отвергает или колеблет учение Божие, такая партия или языческая, или, явно, антихристианская… Повторяю: Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам…». Отец Михаил активно обсуждает декрет об отделении Церкви от государства. 15 февраля 1918 года в 6 часов вечера устраивается собрание, посвященное этому декрету. В 22.30 все присутствующие задерживаются и обыскиваются. Фабрикуется уже упоминавшееся «Дело саратовских церковников».
6 октября 1918 года священник Михаил Платонов приговаривается Саратовским революционным трибуналом к расстрелу, а епископ Герман – к 15 годам заключения, что вызвало широкий общественный резонанс: 10 тысяч подписей саратовских христиан в поддержку епископа Германа и иерея Михаила Платонова.
9 октября 1919 г. Саратовская ЧК приговаривает 13 человек, среди них епископа Германа и иерея Михаила Платонова, к расстрелу. Этой же ночью их расстреляли.
По преданию, когда узники узнали о готовящемся расстреле, священнослужители во главе с Владыкой Германом совершили в стенах саратовской тюрьмы отпевание самих себя и своих соузников-мирян.
Почитание этих страдальцев как мучеников началось сразу после их гибели. Братская могила была отмечена крестом из рельсов. Впоследствии верующие саратовцы почитали это место как «могилу пяти убиенных» — по числу погребенных священнослужителей, и только в 1998 году были уточнены имена 41 казненного.
26 декабря 2006 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви священномученики Герман, епископ Вольский, и иерей Михаил Платонов были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
По материалам книги «Собор Саратовских святых: сборник житий»