В этом году в Неделю 32-ю по Пятидесятнице Православная Церковь отмечает праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого. Накануне было совершено всенощное бдение по особому уставу, определяемому Типиконом. На всенощной молилось 85 человек, на праздничной Божественной Литургии - 179 человек, из которых 59 причастились Святых Христовых Тайн.
Всенощное бдение и Божественную Литургию возглавил протоиерей Александр Кружков, ему сослужили иерей Сергий Постнов и диакон Дионисий Лавров.
ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ.
ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО,
АРХИЕПИСКОПА КЕСАРИИ КАППАДОКИЙСКОЙ
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры, воспоминания о священных событиях, связанных с именем Иисуса Христа, всегда спасительны, назидательны и утешительны для верующих. Святая Церковь поэтому старается как можно больше напечатлеть в нашем сердце и уме воспоминаний об Иисусе Христе, Его святые заповеди и чудеса, с тем чтобы укрепить и углубить нашу веру в Господа нашего Иисуса Христа, потому что наше спасение, в сущности, зависит от нашей веры в Господа Иисуса Христа. Сам Господь неоднократно говорит, что «веруяй в Мя имеет жизнь вечную и воскрешу его Аз в последний день» ( Ин. 6, 40). Святой апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии, перечисляя различные чудеса, которые сотворил Господь, далее присовокупляет, что все написано для того, чтобы мы веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя в Него, имели бы жизнь вечную.
Сегодня Святая Церковь празднует праздник Обрезания Господня. Восьмой день пошел ныне со дня Рождения Христа Спасителя, а в этот день, по ветхозаветному иудейскому закону, полагалось обрезывать младенцев мужеского пола. В чем заключалось обрезание у евреев и для чего оно было установлено? Обрезание в церкви ветхозаветной было священным обрядом и вместе таинством, посредством которого каждый новорожденный израильтянин вводим был в завет с Богом как верховным правителем народа еврейского. Установителем обрезания был Сам Бог, повелевший совершить его в первый раз Аврааму над собою и семейством; состояло же оно в обрезании крайней плоти у всякого младенца мужеского пола и совершалось в восьмой день по рождении. Вследствие обрезания Бог Авраама, Исаака и Иакова становился Богом и обрезанного младенца, с чем вместе усвоялись последнему все обетования, данные праотцам народа еврейского, равно как и обрезанный принимал на себя обязанность исполнять все, что было предписано сему народу от лица Божия чрез Моисея и пророков. Неучастие в обрезании было равносильно отречению от иудейства. Сам Бог угрожал за это лишением не только всех прав, но и самой жизни. «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой», — говорит Господь (Быт. 17, 14). Для чего было избрано именно обрезание в знамение завета с Богом, об этом Священное Писание ничего не говорит, но, по мнению святых отцов, обрезание знаменовало устранение природной нечистоты каждого рожденного, греховного состояния природы человеческой, решимость человека и готовность бороться с испорченностью своей природы, распинать плоть свою со страстями и похотями.
Но, спрашивается, почему Иисус Христос, Спаситель мира, зачатый и рожденный без греха, имея чистую и святую плоть, подчинился обрезанию? Прежде всего, Господь принимает обрезание и другие ветхозаветные таинства и обряды, чтобы тем самым подать людям пример повиновения закону, а с другой стороны, приняв естество наше, Он вместе с тем принял на Себя и все грехи и неправды наши. Ранневременное обрезание научает и нас с раннего своего возраста начинать внутреннее обрезание сердца. Мы, по слову апостола Павла, во Христе Иисусе обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол. 2, 11). Обрезание плоти было весьма болезненно, но благотворно. Так и обрезание сердца, то есть отсечение злых наклонностей, бывает прискорбно, но благодетельно. Надобно отсекать злые сердечные наклонности, нечистые помышления и суетные желания, которые могут помешать успехам веры и благочестия, потому что от злых помышлений и желаний рождаются злые дела, а с другой стороны, и сами нечистые помыслы делают нас пред сердцеведцем Господом недостойными. Надобно отсекать и душевные и телесные страсти, чтобы со делать свои тела и души благоухающим храмом Бога живаго. Второй урок из настоящего праздника мы извлекаем тот, что мы должны стараться точно исполнять все постановления Церкви, образец чему дал нам Иисус Христос, подчинившись закону ветхозаветной церкви.
Ныне Церковь празднует также память святителя Василия Великого. Это был великий столп Церкви, которого возрастила Кесария Каппадокийская. Он родился в 329 году и умер в 379 году. Святитель Василий Великий родился и жил в самое смутное и тяжелое время для Церкви Христовой, когда враг нашего спасения после безуспешной борьбы с Церковью Христовой в течение трех веков путем гонений и умерщвления христиан не достиг своей цели, и тогда породил разные ереси в Церкви Христовой, вроде арианства, несторианства, монофизитов и прочего. И вот в это-то время Господь Господь и воздвиг на помощь Православной Церкви дивного и неутомимого поборника и вселенского учителя святителя Василия Великого. Это был муж высокой, святой нравственной жизни, подвижник, аскет, богослов и образованнейший из людей своего века. Он обучался светским наукам в Александрии, затем в Афинах, славившихся своими науками, а затем, по возвращении домой, он стал прилежно изучать Священное Писание и пребывать в посте и молитве. Ввиду борьбы ариан против православных, его посвятили сперва во пресвитера, а затем во епископа Кесарии Каппадокийской, где он до конца своих дней отстаивал чистоту православия. Когда нечестивый царь Валент хотел силой ввести арианство, то святитель Василий Великий был призван на суд к префекту Модесту. Тот потребовал, чтобы Василий согласился с волею императора, указывая на многих епископов, которые согласились на принятие арианства. Тогда святитель Василий Великий сказал: «Мой Царь не хочет поклоняться твари». Когда Модест, раздраженный неуступчивостью и смелыми ответами святителя, спросил: «Разве ты не боишься моей власти?» — святитель Василий ответил: «Чего же мне бояться?» — «Я прикажу описать твое имение в казну, а тебя самого послать в ссылку, отдать на мучение, предать смерти». — «Грози чем-нибудь другим, если можешь: у кого нет имения, у того и описывать нечего — у меня одна только власяница и несколько книг. Ссылку я не считаю ссылкою: вся земля Божия, а я пришлец и странник. Смерть — благодеяние для меня, она скорее приведет меня к Богу, для Которого я живу, служу и большей частью уже умер». Удивленные таким бесстрашным ответом святителя Василия, Модест и Валент оставили его в покое...
Архимандрит Кирилл (Павлов)