Требы и пожертвования
Воскресенье, 08 Март 2020 10:00

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.

В 1-ю Неделю Великого поста совершается чинопоследование Торжества Православия. Это празднование было установлено в Византийской империи в честь окончательной победы над врагами веры - иконоборцами.

В этом году в 1-ю Неделю празднуется еще и  первое и второе Обре́тение главы Иоанна Предтечи. Семь раз в году Церковь отмечает память святого великого  Иоанна - Пророка, Предтечи и Крестителя Господня, вспоминая и рождение, и кончину, и три чудесных обретения его главы, которая была отрублена по просьбе Иродиады и приказу ее покровителя царя Ирода. 

Божественную Литургию святителя Василия Великого в соединении с полиелейной службой первого и второго Обретения главы Иоанна Предтечи совершил духовник монастыря игумен Пимен (Хеладзе), ему сослужили протоирей Александр Кружков, иерей Сергий Постнов. Накануне клирики монастыря совершили всенощное бдение, за которым молилось 105 человек. В воскресный день в храме на Божественной Литургии было 183 человека, из них 152 причастились Святых Христовых Тайн.

По окончании Божественной Литургии было совершено чинопоследование Торжества Православия.

 

 Фотогалерея

 

В НЕДЕЛЮ  ТОРЖЕСТВА  ПРАВОСЛАВИЯ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди».

Торжество православия иконаТак радостно, дорогие братия и сестры, воспевает Святая Церковь сегодняшний праздник, который называется Торжеством Православия. Он называется так потому, что сегодня мы прославляем нашу святую соборную и апостольскую Церковь за то, что она неповрежденно от апостольских времен до наших дней сохранила святую православную веру.

Православная Церковь — это единственная путеводительница к вечной жизни. Она своим участием в таинствах во всей полноте сохранила божественные истины, принесенные Сыном Божиим на землю.

Господь наш Иисус Христос пришел для спасения людей. Он открыл людям Свое божественное учение и Своею смертью засвидетельствовал истинность его. Раскрывая Свое учение, Господь желал, чтобы люди, приняв новую веру, содержали ее не каждый сам по себе, а составили для этого определенное общество — Церковь. Объединяя вокруг Себя Своих последователей, Господь избрал из них двенадцать, которых назвал апостолами. Сегодняшнее евангельское чтение повествует нам о призвании двух апостолов: Филиппа и Нафанаила. Увидев Филиппа, Господь сказал ему: «Иди за Мною». Филипп сразу же уверовал во Спасителя и последовал за Ним. Но когда он сказал своему другу Нафанаилу, что нашел Того, о Котором писали Моисей… и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета, Нафанаил, по причине предрассудка, который с ним разделяли его современники (из Назарета может ли быть что доброе?), не сразу поверил. Тогда Филипп говорит ему: «Пойди и посмотри». И Нафанаил пришел ко Христу. Увидев его, Господь сказал: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства». Заинтересовался Нафанаил и спросил: «Почему Ты знаешь меня?» И Господь ему ответил: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Этими словами Господь показал, что знает его с самого детства, что Он сердцеведец, Который видит в нем прямого человека, а не лукавого, видит, что его душа расположена к добру, ищет правды и истины. И Нафанаил воскликнул: «Равви! [то есть «Учитель!»] Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!» Вот как зажег Господь веру в будущем Своем апостоле. С привлечением вот каких людей основал Господь Свою Церковь. С простых, не книжных, обычных рыбарей, но искренних и честных, которые должны были просветить всю вселенную истинным евангельским светом и своей смертью засвидетельствовать истинность Христова учения.

Основывая Церковь, Господь дал Свое непреложное обетование: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют её». Но ад никогда не был равнодушен к Святой Церкви. Со дня основания Церкви и до настоящего времени он всеми силами стремился и стремится победить ее. С самого основания Церковь подверглась гонениям. Вначале открыли гонение иудеи со своими первосвященниками и синедрионом. Потом обрушились язычники вместе с римским государством, которое старалось стереть Святую Церковь с лица земли. Три века рекой лилась кровь мучеников. «Сколько усилий, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — употребляли язычники, чтобы упразднить вертоград Христов… Выходило войско, поднималось оружие, вооружались цари, волновались народы, восставали города, раздражались судьи, придумывались всякого рода казни. Сколько сковород! Сколько печей, звериных зубов, изощренных мечей было придумано для истребления христиан. Не был опущен ни один вид наказания и насилия. Отцы предавали детей, и дети отказывались от отцов, матери забывали болезни деторождения, и нарушались законы природы. Но основание Церкви и тогда не поколебалось, и хотя война поднимаема была со всех сторон, самых близких, однако не коснулась ее стен. Ее численность уменьшалась, но никогда не погибала. Где враги, давившие против Церкви, где Декии, Нероны, Диоклетианы? Все они исчезли и преданы забвению. А где Церковь? Она сияет светлее солнца. Их дела исчезли, а дела Церкви бессмертны».

Но ад захотел поколебать Церковь и тогда, когда христиане получили свободу вероисповедания. Восстали разные ереси, которые старались разделить единое тело Церкви. Одной из таких страшных ересей было иконоборчество. Победу именно над этой ересью сегодня Святая Церковь с благодарностью Богу празднует, называя сегодняшний важный день Неделей Православия, а в кафедральных соборах служится специальный богослужебный чин, который называется Торжество Православия.

Иконоборческая ересь появилась в начале восьмого века как заблуждение, утверждавшее, что поклонение святым иконам есть идолопоклонство. Это мнение вызвало спор, который перешел в борьбу между защитниками иконопочитания и иконоборцами. Сторону иконоборцев приняли и многие византийские императоры. Видя поддержку государственной власти, иконоборцы насильственным путем предавали святые иконы поруганию. Их выбрасывали из храмов и домов, сжигали на площадях, а их защитников подвергали заключениям, пыткам и казням. Борьба против святых икон велась сто лет и закончилась тем, что Святая Церковь преодолела эту страшную ересь и восторжествовала.

Что мы получили от этой победы? Очевидно и ясно для всякого, кто чувствует, во что бы превратился наш православный храм, если бы из него вынесли крест, иконы Спасителя, Божией Матери, святых угодников. Насколько бы он опустел, стал бы холоден, померкло бы сразу все, что его наполняет, содержит и освящает.

Но это торжество Православия стоило жизней святых мучеников, множество которых снова появилось в этот период. Тогда же пострадал преподобный Феодор Начертанный и его брат, которым за иконопочитание на лицах раскаленным железом были начертаны позорные слова. Они могли бы избавиться от этой казни, если бы признали иконоборчество. На это предложение преподобный Феодор ответил: «Это похоже на то, как если бы кто предложил мне однажды отсечь голову с правом идти потом, куда я хочу. Отвратить нас от Православия так же трудно, как переставить небо и землю с одного места в другое». И они спокойно отдали себя в руки палачей.

Вот на чем строилась и созидалась Святая Православная Церковь. Она возводилась на жертвенной любви, на дерзновенном исповедании, на мужестве, она была вся проникнута любовью ко Христу, любовью к правде, дерзновенным исповедничеством, мученическими жертвами.

Никогда Святая Церковь не стояла на лжи, на неправде. Никогда никакое церковное благо не происходило от лицемерия, не покупалось ценой измены Христу, уклонением от исповедничества, от жертв, от мученичества. Святая Церковь никогда не строилась на малодушии, она всегда была Церковью мучеников.

Все лукавое, личное, малодушное, грязное, все то, что есть в каждом отдельном человеке, — все это вне Церкви. Сюда подобное может быть принесено лишь для покаяния, для очищения, для того, чтобы в этом святом месте омыться от всей грязи. Поэтому и радостно верующему христианину и не одиноко жить, что он знает: как бы не был он скверен, грязен, греховен, есть такое чистое и святое место, куда он может прийти и самую грязную и нечистую душу можно омыть, потому что здесь есть все то, что имеет силу отмывать душевную грязь.

Поэтому, дорогие братия и сестры, празднуя день Православия, мы видим из истории, что никакие враги не смогли потопить Христову Церковь в потоках крови христиан, никогда врата ада не одолеют Церковь, созданную и освященную пречистой кровью Господа, Который является ее Главой.

Хотя с тех пор прошли многие века, однако брань в Церкви не утихает и теперь. Только эта брань перешла в область душ и сердец человеческих. Труден и тернист путь ко спасению. Бушуют волны житейского моря. И кажется, вот-вот зальют они корабль Церкви, который совершает свой путь во времени. Но уже не физические страдания и лишения захлестывают корабль, не кровь мучеников и исповедников, а сомнения и колебания, неутвержденность душ человеческих, тоска сердца, ибо по временам кажется, что колеблется истинная Церковь, что верующих не так и много, что есть и церковные нестроения. Но Господь нам говорит: «Оставьте смущения, маловеры. И не бойтесь, малое стадо, ибо Отец Мой благоволил вам дать Царство». «Только не удаляйтесь от Церкви, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — и вы спасетесь». Поэтому, дорогие братия и сестры, будем твердо хранить нашу веру, не распыляться, не страшиться, но безбоязненно исповедовать ее, не слушать разных сектантов и им подобных, помня, что святое Православие — вера апостольская, святое Православие — вера отеческая, святое Православие — вера спасительная.

Так утверди же, Боже, святую православную веру и православных христиан во век и в век века. Аминь.

Архимандрит Илия (Рейзмир)

 

 

ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ЧЕСТНОЙ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Собор Предтечи и Крестителя Господня ИоаннаВ традиции Православной Церкви существуют предания о трёх обретениях главы Иоанна Предтечи, в честь каждого установлено отдельное празднование. Первое обретение произошло в IV веке, второе — в V веке (452 г.), а третье — в IX веке. Праздник первого и второго чудесных обретений отмечается Православной церковью в високосные годы 8 марта.

Согласно преданию, после усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте.

Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

В дни равноапостольного царя Константина Великого (+ 337, память 21 мая), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу.

Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере близ Емессы еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.

https://www.pravmir.ru

Просмотров: 715  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 11 05 2024dynmod 204
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 11 05 2024dynmod 201
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 11 04 2024dynmod 103
  • 11 05 2024dynmod 202
  • 10 02 2024dynmod
  • 10 14 2024dynmod 513
  • 10 14 2024dynmod 503
  • 11 04 2024dynmod 102
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 11 04 2024dynmod 101
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 11 04 2024dynmod 105
  • 10 14 2024dynmod 507
  • 11 04 2024dynmod 104
  • 08 30 2023dynmod 913
  • 10 14 2024dynmod 505
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 10 27 2024dynmod 810
  • 10 08 2024dynmod 301
  • 10 14 2024dynmod 506
  • 10 27 2024dynmod 811
  • 10 14 2024dynmod 512
  • 10 14 2024dynmod 504
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 10 27 2024dynmod 814
  • 10 14 2024dynmod 508
  • 10 27 2024dynmod 812
  • 11 05 2024dynmod 206
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 11 05 2024dynmod 205

Календарь

S5 Box

Патриархия  Православие и современность