18 января, в Навечерие Богоявления, игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Дионисия Ермолова и диакона Николая Скафтымова совершил в монастыре Царские часы, изобразительны и вечерню в соединении с Литургией Василия Великого, было освящено праздничное коливо.
По окончании Литургии духовенство, насельницы монастыря и прихожане крестным ходом перешли в Алексиевский храм, где были совершены чин Великого освящения воды и славление празднику.
Всенощное бдение накануне двунадесятого праздника Крещения Господня совершил игумен Пимен в сослужении иерея Дионисия Ермолова и диакона Николая Скафтымова. За богослужением молились 65 человек.
19 января в храме Одигитрия игумен Пимен (Хеладзе) возглавил праздничную Божественную Литургию святителя Василия Великого.
По окончании богослужения духовенство, сестры с Матушкой Игуменией Феодосией, прихожане перешли в Алексиевский храм монастыря, где был совешен чин Великого освящения воды. Торжественное богослужение завершилось кратким отпустом и величанием празднику Богоявления.
По традиции Великой Агиасмой - Крещенской водой - были окроплены все участники службы, все пришедшие за водой, храмы, все постройки и помещения монастыря. Крещенскую воду в монастыре можно будет набрать еще несколько дней.
СЛОВО НА БОГОЯВЛЕНИЕ О ЗНАЧЕНИИ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры! После возвращения из Египта вочеловечившийся ради нашего спасения Сын Божий Иисус Христос до тридцати лет жил в Назарете в полном послушании у родителей, смиренно скрывая славу Своего божества. Когда пришло время исполнить волю Отца Небесного, показать и открыть людям путь в Царствие Божие, взять на Себя грехи всего мира и освободить мир от власти диавола, Господь приходит на реку Иордан, чтобы креститься от того, который проповедовал крещение покаяния для прощения грехов. Это было, по преданию, ночью, перед рассветом, при значительном стечении народа, принимавшего крещение. Лично до того времени не знавший Спасителя, Иоанн, увидев Его издали, тотчас, по внутреннему откровению обитавшего в нем Духа Божия, проник в сокровеннейшую тайну божества и, указуя перстом на Грядущего, сказал народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня». Подойдя к берегу Иордана, Иисус Христос с великим смирением, как простой израильтянин, просил крестить Его. Иоанн Креститель был в благоговейном ужасе: Владыка неба и земли приходит, и покорно склоняет главу, и просит крестить Его. «Мне надобно креститься от Тебя Духом Святым, — говорит Иоанн, — и Ты ли приходишь ко мне?» — «Оставь теперь, — смиренно отвечал Спаситель, — ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Христос, как поет Святая Церковь, облагающий облаками небо, одевающий земнородных нетлением, Сам же обнаженный, заходит на глубину Иордана и всем телом Своим погружается в воды его. Обычно Иоанн каждого приходящего к нему креститься погружал в воду до шеи и держал в таком положении, пока тот не исповедовал все свои грехи. Но так как Христос был безгрешен, то не имел нужды долго оставаться в воде. Поэтому в Евангелии говорится, что Он после крещения тотчас вышел из воды. В это время, говорит Святая Церковь, ангельская воинства окружаху во Иордане крещаемого Избавителя, и с трепетом великое таинство воспеваху. Когда Спаситель вышел из воды и начал молиться, то по Его вседействующей молитве открылось еще более чудное, от сотворения мира небывалое видение: и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Дух Божий, снисшедши на Иисуса Христа, пребывал на Нем.
Дорогие братия и сестры! Надо заметить, что сущность нынешнего величайшего праздника заключается не только в крещении Христа, но и в Богоявлении. При крещении Иисус Христос явился Богом во плоти и вместе с тем явил нам сокровеннейшую тайну Божественной Троицы.
Но и помимо этого, крещение Спасителя необычайно важно и многому учит нас. Во-первых, смирению и всецелой преданности воле Божией и Его закону. Мы горды, надменны, а Единородный Сын Божий, живущий во свете неприступном, Творец неба и земли, безгрешный и Всесвятой Бог до такой степени смирил Себя, что принял крещение от Своего создания, раба. Для чего? Чтобы исполнить всякую правду ради нас и ради нашего спасения. О Господи, вдохни Ты и в наши сердца это спасительное смирение, эту любовь, преданность и послушание правде Божией, ибо благ мне закон уст Твоих, Господи, паче тысящ злата и сребра.
По разумению Святой Православной Церкви, Господь крестился, чтобы сокрушить божеством Своим главы врагов наших — невидимых змиев, гнездящихся в воде. Об этом еще в Ветхом Завете предуказал пророк Давид: «Ты стерл еси главы змиев в воде, Ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским».
Иисус Христос крестился для того, чтобы смыть водой принятые Им на Себя грехи и скверны всего рода человеческого. «Паки Иисус мой очищается в Иордане, паче же очищает грехи наша». «Всех крещается Благодетель, в водах погружая наше множество безмерных прегрешений». Поэтому Святая Церковь воспевает: «Ликуй, Адаме, веселися, Ево, небо да радуется, людие рцем: благословен Пришедый, Боже наш, слава Тебе». Спаситель крестился, чтобы взыскать погребенный страстями образ Божий в человеке, чтобы обновить и оживотворить поврежденную природу нашу. А для того чтобы открыть возможность каждому из людей усвоить эти благодатные плоды Своего крещения, Иисус Христос прикосновением Святейшего божества Своего к водам иорданским освятил все естество водное: «моря, источники, реки, удолия и лужные места», и через это освящение ныне преподает нам в воде благодать крещения, «Христос явися во Иордане освятити воды».
По благодати Крещения Христа Спасителя теперь действительнейшим образом, на пользу душ и телес наших, происходит освящение воды, как великое, которое совершается сегодня, так и малое, совершаемое во всякое другое время по нужде верующих. По силе крещения Господа и в христианском таинстве крещения верующим сообщается особая благодать Святого Духа, очищающая их от всякого греха и возрождающая в жизнь духовную, святую. Отсюда следует, что тот, кто не принял святого крещения, остается вне Церкви, для такого закрыт путь к небу, он далек от Христа и вечного спасения.
Сколько же чудесных знамений, совершающихся при таинстве крещения, описано в житиях святых! Святой равноапостольный князь Владимир ослеп, у него очень болели глаза, но когда он крестился, то прозрел духовно и телесно и в восторге воскликнул: «Теперь я увидел Бога истинного!» В то время, когда были жестокие гонения на христиан, в Риме на сцене театра кощунственно изображали таинство крещения, чтобы посмеяться. И когда над одним комедиантом, имя которого было Генез, совершили обряд крещения и одели в белые одежды, он неожиданно подбежал к императору и воскликнул: «Послушайте, император, и весь двор, и все жители этого города. Всякий раз, когда мне указывали христианина, я чувствовал отвращение и издевался над ним. Я отрекся от своих родителей, потому что они были христианами. Но когда сегодня вода коснулась меня и на вопрос: «Веруешь ли?» — я отвечал: «Верую», то увидел руку, протянутую с небес, и светоносных ангелов надо мною, читающих в книге все мои грехи, совершенные мною с юности; они омыли потом книгу в воде крещения и показали мне ее чистой и белой, как снег. Поэтому веруйте, что Иисус Христос — истинный Бог, через Которого и вы можете получить избавление». Этого исповедника император повелел казнить.
В таинстве крещения мы дали обет проводить богоугодную жизнь и следовать за Христом. «Все вы, — говорит святой апостол Павел, — во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Это значит, что мы умерли для прежней греховной жизни и родились в новую жизнь со Христом. Празднуя ныне великий праздник Крещения Господня, вспомним, дорогие братия и сестры, о своих обетах отречения от сатаны и облечения во Христа. Выполняем ли мы эти обеты? Не забыли ли мы о них? Не пренебрегаем ли мы ими? В святом крещении мы, сочетавшись Христу, сделались свободными и чистыми от греха, невинными перед Богом. Но если мы спросим себя, сохранили ли мы благодать крещения, то совесть наша обличит нас в том, что мы не только не сохранили ее, но и еще запятнали свою душу многими грехами. Но не будем сегодня горько сетовать и предаваться скорби. Ныне небо открыто. Ныне над молящимися в храме веет Дух Святой. Я вися бо благодать Божия, спасительная всем человеком. Ныне в душах и сердцах наших слышится голос благоволения к нам, грешным, Отца Небесного. Обратимся с искренней молитвой, возлюбленные братия и сестры, к Спасителю нашему, чтобы Он помог нам сохранить благодать крещения и сподобил войти в Свое вечное Царство. Аминь.
Архимандрит Илия (Рейзмир)
https://azbyka.ru/