Воскресенье после Пасхи завершает Светлую седмицу, являясь как бы обновлением самого Пасхального дня, отчего и названо Антипасхой (от греч. ἀντιπασχα, вместо Пасхи) или Днём обновления. В этот день Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением святым апостолам.
Величие праздника подчеркивается согласием обновления видимого и невидимого мира, которое предваряет будущие «новое небо и новую землю» (Откр. 21, 1). В беседе на Антипасху святитель Григорий Богослов говорит об этом так: «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!».
Вторая Неделя по Пасхе называется Фоминой Неделей. В эту Неделю Церковь воспоминает явление Господа по воскресении апостолам и осязание язв Его апостолом Фомою. «Любопы́тною десни́цею жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра Фома́ испыта́, Христе́ Бо́же; созаключе́нным бо две́рем я́ко вшел еси́, с про́чими апо́столы вопия́ше Тебе́: Госпо́дь еси́ и Бог мой», - поется в кондаке Антипасхи.
Божественную литургию в праздничный день клирики монастыря совершили соборно. По окончании Литургии был совершен крестный ход вокруг храма.
В воскресный день обитель посетила группа детей и сопровождающих их взрослых - члены движения "Отцы и дети". Год назад они уже посещали монастырь, и теперь снова для них была проведена экскурсия по храму, ребята и взрослые с удовольствием звонили в колокола на малой звоннице. Нашим гостям вручили небольшие подарки.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю 2-ю по Пасхе совершил иерей Александр Мурылёв.
СЛОВО ОБ УВЕРЕНИИ ФОМЫ. В НЕДЕЛЮ АНТИПАСХИ (ПО ЕВАНГЕЛЬСКОМУ ЧТЕНИЮ)
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня;
блаженны невидевшие и уверовавшие.
(Ин. 20, 29)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
Всю Светлую седмицу торжествовали мы с вами и радовались о воскресшем Господе. Дни пасхального ликования продолжаются. Прославленной плотью Своей Спаситель обитает еще на земле, является ученикам, подтверждая истинность Своего Преславного Воскресения. Апостолы, имеющие возможность воочию видеть после распятия и смерти восставшего из гроба Божественного Учителя, ликовали сердцем и укреплялись в вере.
Святое Евангелие повествует нам о нескольких явлениях воскресшего Господа. В сегодняшнем чтении мы слышали о двух таких памятных событиях (см. Ин. 20, 19–31). Одно явление было вечером в самый день Воскресения ученикам, среди которых отсутствовал только апостол Фома: Пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
Воскресший Господь явил Себя тем чудеснее, что прошел сквозь запертые двери: ученики закрылись в доме, опасаясь гонений от иудеев. Стражи, бывшие при Гробе, дали знать членам синедриона и всем начальникам о случившемся необыкновенном чуде Воскресения Иисуса Христа, но их подкупили и заставили лжесвидетельствовать, что ученики украли тело Иисуса Назарянина. Все иудейство всполошилось, вот уже и апостолов стали называть ворами. Они опасались гонений, потому и сокрылись ото всех.
Находясь в запертом доме, ученики пребывали в скорби и смущении. Они, конечно же, слышали про великое чудо Воскресения от жен-мироносиц, начинали в это верить, но смятение и сомнение в их душах были еще слишком велики. И вдруг Спаситель — посреди них и говорит: Мир вам! Мир, потому что Сердцеведец Христос видит то смущение, которое испытывают возлюбленные его ученики, и уже готов обогреть их Своей любовью. Отныне не надо никого бояться и страшиться — Господь воскрес! Вот он, Живой Победитель ада и смерти, стоит перед ними, для большего уверения показывает следы гвоздиных ран и прободенные ребра Свои!
Ученики пришли в неописуемую радость… Теперь в них жила не просто вера в Сына Божиего, но и готовность и даже желание пострадать за истину преподанного им учения также, как Господь наш Иисус Христос пострадал за весь род человеческий. Если Спаситель воскрес, то и у апостолов появилась уверенность в собственном воскресении, а потому нужно ли теперь страшиться смерти, не радостно ли пострадать за Христа?!
Божественный Учитель не просто пришел поддержать учеников Своих, он призвал их на священническое служение: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
Он как бы подтверждает сказанное прежде: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18).
Второе явление Господа воскресшего, о котором свидетельствует евангелист Иоанн Богослов, произошло через неделю после Воскресения, когда собрались уже все ученики, в том числе и Фома, называемый Близнец. Одиннадцать апостолов уже видели воскресшего Спасителя и окончательно убедились в том, что Христос воистину есть Сын Бога Живого. Но как ни пытались ученики убедить Фому в истинности Воскресения, он сомневался, не верил: …если не увижу на руках Его ран от гвоздем, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25).
Почему апостол Фома усомнился? Вдумчивое восприятие Евангельского рассказа открывает нам, что был он человеком до предела искренним и честным. В нем главенствовало не упрямство, а любовь, очень большая и сильная любовь к Божественному Учителю. Смерть Господа до такой степени поразила апостола Фому, что он совершенно сник душевно, упал духом и в отчаянии считал, что никакое чудо не может вернуть ему радость общения со Спасителем, что все лучшее безвозвратно потеряно.
Его горе было столь велико, а уныние столь мрачно, что когда прозвучали слова о Воскресении Христовом, Фома не то что не поверил, а просто побоялся поверить в столь благословенное известие. Вот откуда берет начало сомнение Фомы, а отнюдь не от упрямства, как это некоторым кажется. Но ведь для Господа безмерно дорог каждый человек, уповающий на Него. Конечно же, Христос видел, как тяжко страдает его ученик Фома и не может смириться со страшной потерей. И вот любящий Господь, осознавая неверие Фомы и желание поверить, снисходит к его немощи и удостаивает Фому вместе с другими апостолами еще одной незабвенной встречи. Мир вам! — опять возвещает Господь, а потрясенному Его явлением Фоме говорит: …подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою, и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27). Разве не о том же говорил Фома другим ученикам, когда еще не было рядом Господа? Значит и тогда Учитель слышал его? Все правильно. Господь с нами во все дни! Господь Сам сделал шаг навстречу Фоме, простер к нему руки Свои и распахнул сердце. Сын Божий хочет, чтобы ученик осязаемо удостоверился в том, что Он воистину воскрес из мертвых. Но осязания уже не нужно! Апостол Фома с радостью и ликованием воззрел на Божественного Учителя, услышал голос Его и торжественно воскликнул: Господь мой и Бог мой! И возглас этот означал очень многое, потому что именно с этого мгновения Фома не только уверовал в Воскресение Господа, но убедился, что перед ним не просто чудотворец и святой человек, а Сам Господь Бог! Бог, Который не только других воскрешал на глазах свидетелей, учеников Своих, но и Себя воскресил в третий день по Писанию, и имеет полнейшую власть над живыми и мертвыми.
Спаситель не отверг желания Фомы увериться, но обратил слово свое к будущим христианам: …блаженны невидевшие и уверовавшие. Божие благословение на всех тех, которые, не видя Господа, свято веруют в Него!
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Что же поучительного познали мы сегодня из Евангельского чтения? Состоялся серьезный разговор о вере, который приводит к логическому выводу, что вера наша есть первое и необходимое условие спасения. Господь говорит: Веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин. 14, 1). За что попал под гнев Божий Израильский народ? За неверие! Ведь Бог так любил избранный народ, заботился о нем, всячески приуготовлял к принятию Мессии. Но когда Искупитель Христос пришел, многие не захотели уверовать в Него.
И как счастливы мы, православные христиане, имеющие веру в Иисуса Христа, Сына Божия! В вере — спасение наше, но в вере истинной. Можно ведь, братья и сестры, устами проповедовать имя Господне, но делами отвергаться от Бога. Только та вера оправдывает нас перед Богом и спасает, которая неустанно подкрепляется христианской любовью к Богу и ближним, милосердием, состраданием, чистотой сердца и помыслов и созиданием добрых свершений во славу Возлюбленного Господа. Сила такой веры непостижима, потому что оправдывает, очищает и животворит. Нужно всем нам стремиться к тому, чтобы зажечь в своих душах огонь именно такой, истинной веры православной, ведь Сам Господь, как святого апостола Фому, укрепляет нас в вере и разгоняет наше неверие. Помните о том, что верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни (Ин. 3, 36). Потому что неверие есть погибель души, духовная смерть.
Будем же, братья и сестры, веровать в воскресшего Спасителя, будем всем сердцем любить Его и творить святую волю Его! Будем добры, милосердны, сострадательны, смиренны, постараемся жить по заповедям Божиим, и наградой тому явится блаженная вечность. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин. 6, 47). Аминь.
Христос воскресе!
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения,
произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной
Митрополит Владимир (Иким)
https://azbyka.ru/