Во вторник Фоминой седмицы совершается поминовение усопших. Основанием для этого служит воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, а также разрешение церковного устава творить обычное поминовение усопших начиная с Фомина понедельника, так как на Пасху и всю Светлую седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются панихиды и гласное поминовение усопших, а отпевание совершается особым пасхальным чином.
После светлого семидневного торжества в честь Воскресшего из мертвых Христа мы делимся радостью Пасхи и с умершими в надежде блаженного воскресения, радость которого возвестил усопшим Сам Господь, сошедший во ад проповедать победу жизни над смертью. Верующие приходят на могилы близких с радостной вестью о Воскресении Христовом, поэтому сегодняшний день поминовения и называется Радоницей.
Божественную Литургию в монастыре совершил игумен Пимен в сослужении иерея Сергия Постнова. По завершении Литургии впервые после праздника Пасхи была отслужена полная панихида, в конце которой было освящено коливо.
НА РАДОНИЦУ
Христос Воскресе! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Егда снисшел еси к смерти, Животе Бессмертный,
тогда ад умертвил еси блистанием Божества,
егда же и умершие от преисподних воскресил еси, вся силы небесные взываху:
Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе (Тропарь воскресный, глас 2).
Христос Воскресе! И величайшая радость, небывалая радость вошла в жизнь. Мир видимый и невидимый по сей день слышит торжествующие слова: «Где твое, смерти, жало? Где твоя, аде, победа?» Первый из умерших воскрес! Жизнь воцарилась во вселенной. Ад умерщвлен блистанием божества и уже не властвует безраздельно над родом человеческим. Небожители, увидевшие воскресшим Господом разоренными врата ада, воспели славу Победителю. И в дни Святой Пасхи особый день, называемый Радоницей, ежегодно свидетельствует о радости не только для живых, но и для отошедших в мир иной. Ибо зов воскресшего Христа прозвучал в мире: изыдите мертвые в воскресение! И многие гробы отверзлись, отдавая своих мертвецов. Ветхозаветные праведники, жившие верой и ожиданием пришествия Спасителя, вошли в радость великого события – Воскресения. Пред разбойником, прозревшим в тайну распятого на кресте Бога, открылись райские врата.
Дорогие мои, мы с вами верою воспринимаем животворящие душу слова о воскресении мертвых, но представьте, какое действие производят они на тех, кто уже перешел за грань видимого мира и своей жизнью за гробом знает великую реальность слов о воскресении. Но все ли тогда смогли последовать зову Спасителя? Все ли и ныне, видя во аде божественный свет, могут выйти на свет из тьмы, их содержащей? Пасхальный свет доселе для одних преобразуется в вечную радость, для других же порождает тревожные и даже мучительные сожаления о земном прошлом. Ведь те, кто беззаботно опутал себя нерасторжимыми узами грехов земной жизни, кто остался глух к Божиим откровениям о вечной жизни, уготованной человечеству, встали пред грозной действительностью вечности.
Но как же человеколюбив и милостив Господь, пришедый спасать грешников. Для Него нет мертвых, но все живы, Он Бог не мертвых, но живых. И Он опять не изрекает окончательного суда и над лишившимися покаяния грешниками, но до последнего дня земного мира, до Страшного Суда оставляет им надежду на спасение в любви к ним земных сродников. Любовь – вот сила жизни навеки. Она может достать даже и со дна адова. Ныне еще время, когда еще и не прошедшие благополучно мытарств лютого миродержца живут в трепетном ожидании, надеясь на молитвенную помощь пребывающих на земле. И самое верное проявление нашей любви к усопшим сродникам – это молитва и милостыня о них нуждающимся и убогим. Но молитва Святой Церкви, которая на Евхаристии ежедневно молится о всех чадах своих от века скончавшихся, даже и о тех, у кого не осталось близких и помнящих их, конечно, есть самое важное поминовение. Смерть не прерывает живого союза между членами Церкви земной и небесной. В ней никто не лишен надежды на помилование. Так сколько радости и облегчения дарует нашим родным и близким, перешедшим в мир иной, сегодняшнее их поминовение.
Други наши, вникнем же в смысл церковного богослужения не холодным умом сторонних наблюдателей. Ведь и мы, ныне живущие в земной юдоли, когда-то приобщимся к усопшим, перейдем в страну невидимого нами мира. Сейчас мы с вами еще стоим по ту сторону жизненного рубежа, когда возделываются дела, плод которых станет для нас очевиден в будущей вечной жизни. И говоря в эти праздничные дни о Воскресении в жизнь вечную, мы не можем не говорить и о смерти, ибо ею мы рождаемся в вечную жизнь. Жизнь и смерть с человеком неразлучны. Но знаем ли мы, что ждет нас за той гранью, когда откроется для нас беспредельная, бесконечная вечность, начнется наша вечная жизнь без смерти? Знаем ли, что воскресение христианской души из греховной смерти совершается здесь, на земле, во время нашего земного странствия? На земле мы уже истязуемся воздушными властями, пленяемся ими или освобождаемся от них. Загробная участь наша в вечности созидается в земном доме, и неоспоримые доказательства о ней есть в Священном Писании и в писаниях св. отцов, да и личные наблюдения за умирающим дают нам повод к размышлениям. Рай или ад – вот будущий удел поживших на земле.
В последние минуты жизни, когда завеса между земным и небесным уже приподнялась пред отходящим, он проявляет большую тревогу и беспокойство. На пороге вечности воочию являются пред ним обитатели мира небесного – посланники Царства Божия – ангелы и служители темных сил – мытари, стерегущие восход души к Небу. Приведу вам пример из жизни. В нашей монастырской прачечной лежала на смертном одре старица в ожидании исхода. Немощь ее была столь велика, что не было силы поднять руку для крестного знамения. Среди ночи явились к ней вестники приближающейся смерти. И вид их был, очевидно, так ужасен, что страх поднял старушку и дал ей нечеловеческие силы. Она сделала преграду из мебели, находящейся в келье, и забилась в угол пред иконами, где достала ее смерть и завершила свою работу. Душа ее вошла в область вечности, оставив тело – одежду души – земле. Это удел общий всех покидающих землю.
Не лишены мы знаний и о дальнейшем пути души. Два ангела-путеводителя сопровождают ее. Но на пути к Царству Божию двадцать стражей-мытарей оспаривают право на душу у светлых сил. Между ангелами и мытарями начинаются прения о душе. Душа же молчит и ничего в свою защиту сказать уже не может. Только дела ее безмолвно защищают или обличают ее. Немало тех душ, которые, не достигнув вожделенного Неба Божия, возвращаются мытарями на землю и заключаются в темницы неведения Бога, чтобы пребывать там до времени, пока сила Божия попустит мучить ее, доколе та душа не будет искуплена церковными молитвами и милостынями близких.
Други наши, таков и наш трудный путь к Царству Небесному. Вот почему в нас, живущих, есть неумирающая потребность молиться за усопших. Дорогие мои, недалеко и то время, когда поминать надо будет уже и нас самих. И кто знает, когда и как настигнет нас смертный час? Успеем ли мы принести покаяние?
Так можем ли мы не стремиться помочь великому делу спасения наших близких, можем ли не стараться облегчить участь тех, кто ушел из жизни, не принеся достойных плодов покаяния. Неисповеданные грехи, как вериги, приковывают душу к адскому томлению, лишая надежды на милость Божию. Сколько пагубных привычек ко греху предают живущих страшной власти темных сил, а человек до конца дней своих не осознавал этого, чтобы покаяться. Как же нам не помолиться о тех, кто привычками неведомо для себя скопил беду для вечной жизни.
Иная душа связала себя духом вражды к ближнему, иная – духом прекословия, иная – духом зависти и зложелательства. И только за порогом земной жизни открылась пред ней страшная язва ее души и знание, что Царство Божие есть Царство совершеннейшей любви и мира и что ничто противное не войдет в него. Многие только за гробом вполне сознают, за какую ничтожную цену продана радость вечной жизни и какою дорогою ценою приобретается геенна. И эти горькие знания становятся для души источником величайших мучений.
Помолимся убо о всех отшедших, да подаст им Господь надежду упокоения, погасит силою благодати Своей томящие души страдания и удостоит блаженного помилования на Страшном Суде Своем. Не усомнимся в силе и действенности наших молитв за усопших. Есть многие свидетельства о том. Так, в прологе за 12 апреля рассказывается, как преподобная Афанасия явилась своей сестре с кротким упреком: зачем вы перестали творить о мне поминовение? Пусть будет вам известно, что приносимые за усопших молитвы и милостыня умилостивляют Бога и подают прощение грехов, если они грешны; если же праведны, то это благотворно для совершающих поминовение, так как привлекает на них благословение Божие.
А в нынешний день, когда миновала первая пасхальная седмица, которая вся празднуется как первый день Христова воскресения и Церковь начинает поминать и молиться за усопших, дорогие мои, достойно и праведно и нам присоединиться к ее молитвам и христосоваться с теми, кто погребен на наших кладбищах, в наших пещерах. И будь наш слух духовный потоньше, мы бы с вами услышали от тех, кто уже причастен к тайне загробной жизни, радостное свидетельство, что Воистину воскресе Христос! Есть в Киево-Печерском патерике такое сказание. В 1463 году блюститель Антониевых пещер, по имени Дионисий, совершая пасхальную утреню, вошел в пещеры, чтобы покадить гробы отцов. На его пасхальное приветствие ему ответил ликующий глас обитателей пещер, уже познавших эту величайшую для человечества истину: Воистину воскресе Христос!
И сегодня все, все: и мы, живущие, и уже отшедшие в вечность, единым сердцем и душой провозглашаем победные над смертью слова: Христос Воскресе!
Воистину воскресе Христос!
Аминь.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин
По следам Евангельской истории I. Проповеди от Пасхи до Пятидесятницы.
Сайт Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
https://otetsioann.ru/