18 июля Святая Церковь празднует память великого угодника Божия, печальника и молитвенника за землю Русскую, преподобного Сергия Радонежского.
«Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли, честныя мощи твоя нетленны обретошася, яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще, и всем верным источающе различная исцеления, и веселяще избранное твое стадо, еже мудре собрав, добре паствил еси. О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся, и воинству победительная на враги даровати, да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре» (Кондак преподобного Сергия, глас 8).
Также сегодня отмечается день памяти преподобномученицы великой княгини Елисаветы и ее келейницы инокини Варвары, убиенных в Алапаевске в 1918 году, на следующий день после гибели святой Царской семьи. В этом году исполнится 160 лет со дня рождения великой княгини, духовной покровительницы общины сестер епархиального общества «Милосердие», существующей на Крестовоздвиженском подворье нашего монастыря.
Всенощное бдение и Божественную литургию в обители совершил игумен Пимен (Хеладзе). После Литургии было совершено славление игумену Земли Русской, преподобному Сергию Радонежскому и преподобномученице великой книгине Елисавете.
Божественную литургию в день памяти преподобного Сергия Радонежского в соединении с полиелейной службой преподобномученицы Елисаветы на Крестовоздвиженском подворье монастыря совершил иерей Александр Мурылёв.
ОБРЕТЕНИЕ ЧЕСТНЫХ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО
Преподобный Сергий Радонежский – величайший подвижник земли Русской, прославивший многочисленными чудесами. Следуя исконно русской традиции – убеждать в истине не столько словами, сколько личным примером жизни, преподобный Сергий всецело посвятил свою жизнь служению Богу. Удалившись в лесную глушь, в непоколебимом смирении, неослабной строгости к себе, в постоянных трудах и горячей молитве он очистил себя от малейшего греха, соделал свою душу обителью Живоначальной Троицы. И Бог, возвышающий смиренных, сделал его источником спасения многих. Созданный им монастырь поныне является главным центром и оплотом русского и вселенского православия.
Святые мощи Преподобного Сергия, игумена Радонежского, были обретены 5 (19) июля 1422 года, через 30 лет после его блаженной кончины в 1392 году. Это событие совершилось во время возведения нового каменного Троицкого собора обители. Преподобный явился во сне одному благочестивому мирянину и велел известить игумена Никона и братию обители: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот, при большом стечении народа, в присутствии крестника преподобного Сергия – Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, святые мощи были изнесены из земли, причем оказалось, что не только тело, но и одежды преподобного Сергия остались нетленными, хотя гроб действительно находился в воде. Мощи преподобного были поставлены в деревянном Троицком храме (ныне на этом месте храм Сошествия Святого Духа), а в 1426 году их перенесли в каменный Троицкий собор, где они пребывают и в настоящее время.
Более шестисот лет не иссякает поток паломников со всех концов нашего Отечества, приходящих к гробнице с мощами великого угодника Божия. Если записать все то, что было передумано и перечувствовано здесь сотнями тысяч богомольцев, получилась бы впечатляющая картина духовной жизни русского народа. В обители преподобного Сергия – сердце нашего народа, нашего Отечества, именно здесь Святая Русь ощущается как единое целое.
Как же сумел смиренный Радонежский подвижник воспринять такую нравственную силу, которая сделала его всероссийским игуменом, Небесным покровителем России? Почему же именно к Сергиевой обители сходятся нити русской истории? Причина в том, что преподобный Сергий был выразителем идеалов Святой Руси, нашего национального духа, нашего истинного патриотизма, в верности которому Россия необоримо сильна. Преподобный Сергий явился великим воспитателем народа, собирателем народного духа. Русский православный историк XIX века Василий Ключевский, отметил, что преподобный Сергий примером собственной жизни «поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе», показал русским людям, что в них «еще не всё доброе погасло и замерло» <… > «он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Русские люди XIV века признали это действие чудом <…> потому что его источник – вера».
Велика сила примера! Русские люди увидели, что в стране, обуреваемой междоусобными раздорами, появилась обитель, где царят смирение и бескорыстная благожелательность, доверчивая простота и нелицемерная любовь. И люди потянулись к обители Живоначальной Троицы, чтобы получить исцеление от своих духовных и телесных недугов, чтобы приобщиться Божественной благодати. Преподобный Сергий не отказывал никому в просьбах, он щедро делился своим духовным сокровищем со всяким приходящим. Он и сам ходил к князьям, чтобы примирить их, чтобы собрать Русь воедино. Его устами, Русская Церковь впервые призвала к борьбе с Ордой. Сила этого духовного единства явилась очень скоро в Куликовской победе благоверного князя Московского Димитрия Донского. Это был триумф не только русского оружия, но прежде всего русского духа.
Как подлинный выразитель народного духа, верного заветам святого православия, преподобный Сергий оказал благотворное влияние на развитие русской национальной культуры. Сам получивший «книжное разумение» благодаря чудесной помощи свыше, он стал покровителем всех, ищущих истинного просвещения ума и сердца.
Невидимые, но прочные духовные нити связывали Преподобного и его учеников с богатейшим наследием православной Византииии. Еще в юности посещал он «Григорьев затвор» Ростовского Кремля, где подвизались греческие иноки; через своего духовного друга – святителя Алексия, близко знакомым с Патриархами Константинопольскими – Каллистом, учеником преподобного Григория Синаита, и Филофеем, учеником святителя Григория Паламы, несомненно, восприял Преподобный все лучшее из иноческих традиций Афона и Синая. Не случайно один из ближайших учеников Преподобного Сергия – преподобный Афанасий, игумен Высоцкий, был направлен в 1382 году Константинополь и там двадцать лет провел, изучая и переписывая все самое лучшее из сокровищ Византии. И впоследствии Троицкая обитель неизменно оставалась средоточием духовного просвещения на Святой Руси. Преподобный Епифаний Премудрый и инок Пахомий Лагофет – составители житий святых, преподобные Максим Грек и архимандрит Дионисий, добросовестно занимавшиеся исправлением Богослужебных книг, старец келарь Авраамий Палицын, Симон Азарьин, Арсений Суханов – талантливые Троицкие иноки-писатели XVII века – таков далеко не полный перечень питомцев школы Преподобного Сергия, потрудившихся на пользу духовного просвещения народа. И в продолжение той же традиции – именно в Лавре в 1737 году была открыта Троицкая Духовная Семинария, а впоследствии Духовная Академия, переведенная из Москвы в 1814 году.
Жемчужина России, Троице-Сергиева Лавра, и поныне является оплотом русского и вселенского Православия. Настоятелем считается Святейший Патриарх Московский и всея Руси, священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры. Здесь проходят все важнейшие события церковной жизни, здесь располагаются Московские Духовные Школы. А главное: на этом небольшом островке среди многомятежного мира, под покровом Царицы Небесной, обещавшей быть неотступной от места сего, особенно чувствуется умиротворяющее дыхание вечности; именно здесь ощущается, что Отечество – это не только земля, не только поля, реки и горы, но это прежде всего люди, это наши святые отцы, которые рождают нас духовно, те отцы, которые руководят нас в Царствие Небесное.
https://msdm.ru/
https://saint-elisabeth.ru/
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИСАВЕТА И ИНОКИНЯ ВАРВАРА
Преподобномученица великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 г. в протестантской семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 г. она вышла замуж за вел. князя Сергея Александровича, брата императора Российского Александра III.
Видя глубокую веру своего супруга, святая Елисавета искала всем сердцем ответ на вопрос о Божией Истине. В 1891 г. в Лазареву субботу над Елисаветой был совершен чин принятия в Православную Церковь.
Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома престарелых и тюрьмы, великая княгиня видела много страданий, она всегда старалась помочь ближним. После начала русско-японской войны в 1904 г. Елисавета Феодоровна много помогала фронту, русским воинам.
5 февраля 1905 г. от взрыва бомбы, брошенной террористом, погиб ее супруг, Сергей Александрович, генерал-губернатор Москвы. Святая Елисавета увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, она начала собирать и класть на носилки части тела еще несколько минут назад ее живого мужа.
В час тяжелого испытания св. Елисавета просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб ее супруга. На третий день после гибели мужа св. Елисавета поехала в тюрьму к убийце, она не испытывала к нему ненависти, только хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении, она даже подала государю прошение о помиловании убийцы.
После вел. княгиня Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Богу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. В Москве, на Большой Ордынке, она купила участок земли для обители, названной Марфо-Мариинской, при обители были созданы храм, аптека, больница, приют и школа.
10 февраля 1909 г. насельницы обители по специальному церковному чину были посвящены в крестовых сестер любви и милосердия, сама св. Елисавета была возведена на следующий день в настоятельницы. Она сказала: «Я оставляю блестящий мир... но вместе со всеми вами я восхожу в более высокий мир – в мир бедных и страдающих».
В Марфо-Мариинской обители Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь в трудах и заботах о страждущих и болящих, все предпринимала она по благословению духовника и советам оптинских старцев.
Здесь, в обители, она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.
С началом Первой мировой войны княгиня-подвижница организовала посильную помощь фронту, под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады с медикаментами, отправлялись на фронт походные церкви.
Отречение от престола царя мученика Николая II (память его 5 июля) явилось большим ударом для Елисаветы; душа ее была потрясена, она видела, в какую пропасть падает Россия. Вел. княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день Святой Пасхи 1918 г., в Светлый вторник. С ней разрешили поехать сестрам обители – Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск (в нынешней Свердловской обл.), сюда же были доставлены вел. князь Сергей Михайлович с секретарем Федором Михайловичем Ремизом, вел. князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы отпустили, но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при великой княгине.
5 июля 1918 г. узников отвезли на заброшенный рудник и живыми сбросили в шахту. Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она нашла в себе силы оказать помощь умирающему князю. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь – это пели мученики.
Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у вел. князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения. При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 г. были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.
Преподобномученица инокиня Варвара, избравшая путь мученичества, была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее. В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки настоятельницы. Мученическую кончину она приняла в возрасте около 35 лет.
Святые преподобномученицы были канонизированы в 1992 г. на Архиерейском соборе в Москве.
Монахиня Таисия (Карцова)
Русские святые
https://azbyka.ru/