Главная
Среда, 23 Октябрь 2019 05:56

Память святителя Иннокентия, епископа Саратовского и Пензенского

23 октября Русская Православная Церковь отмечает память святителя Иннокентия, епископа Саратовского и Пензенского. «Ученый по призванию, он был человеком кротким, склонным к молитвенной и аскетической жизни», – так о незаурядном богослове, самоотверженном ревнителе истины и достойнейшем пастыре святителе Иннокентии (Смирнове) скажут благодарные потомки.

В монастыре в честь святителя совершалась бденная служба. Богослужение совершил духовник монастыря игумен Пимен (Хеладзе).

На всенощном бдении молилось 17 человек, на Божественной литургии – 30, из них 4 человека причастились Святых Христовых Тайн. По окончании Литургии было совершено славление.

 

 

 

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ (СМИРНОВА) ЕПИСКОПА ПЕНЗЕНСКОГО И САРАТОВСКОГО

Святой Иннокентий, в миру Смирнов Иларион Дмитриевич, родился 30 мая 1784 года в селе Павлове Богородского уезда Московской губернии.

С детских лет отличался исключительно кротким нравом. Поэтому в Московской Перервинской семинарии он был прозван Смирновым за кротость и безукоризненное поведение.

Святитель Иннокентий, епископ Саратовский и ПензенскийОкончив Перервинскую семинарию лучшим учеником, Иларион был переведен в Лаврскую семинарию, где продолжил образование по классам: историческому, философскому, богословскому и иностранных языков.

В 1805г., еще до окончания семинарии, он, как один из способнейших воспитанников, был назначен учителем в начальном грамматическом классе этой же семинарии. Затем ему было поручено преподавать поэзию, одновременно он занимался истолкованием воскресных Евангелий и преподавал для всей семинарии...

С 1809 года начал читать в семинарии курс философии и в это же время был назначен префектом семинарии.

Любовь к науке, усердие в исполнении обязанностей, простота сердца, верность в слове - вот что характеризовало молодого преподавателя.

13 октября 1809 года Иларион, с ранних лет полюбивший уединение, был пострижен в монашество с именем Иннокентия митрополитом Платоном (Левшиным) Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. На следующий же день он был рукоположен во иеродиакона, затем – во иеромонаха.

6 августа 1810 года был назначен игуменом Николаевского Угрешского монастыря, а 14 октября был переведен в Московский Знаменский монастырь.

22 января 1812 года по представлению Комиссии духовных училищ ему было предложено место преподавателя богословия в Санкт-Петербургской духовной академии.

30 августа 1812 года был возведен в сан архимандрита.

В сентябре 1813 года был утвержден ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии. В этот же период он был назначен настоятелем Сергиевой пустыни.

Находясь в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения в 1813-1814 годах, архимандрит Иннокентий прославился как замечательный проповедник. Его проповеди были исполнены силы слова евангельского. Он говорил с живостью, с воодушевлением, с жаром. Его пламенные чувства проникали в сердца слушателей.

Замечательна деятельность архимандрита Иннокентия как преподавателя церковной истории. Он не шел по проторенному пути, а, по возможности, проверял исторические данные по их источникам. В результате неутомимых трудов в этой области он составил "Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в.", изданное в 1817 году в качестве учебного пособия для классического преподавания. Не менее важное значение имели его труды: "Богословие деятельное подлежательное и практическое", "Опыт изъяснения первых двух псалмов", "Изъяснение Символа веры".

Его неутомимая деятельность в распространении духовного просвещения была отмечена Комиссией духовных училищ. В 1814 году архимандрит Иннокентию была присвоена степень доктора богословия.

7 апреля 1817 года он был назначен членом Главного правления народных училищ.

С юных лет он отличался христианскими добродетелями смирения, благочестия, покорности, безупречной чистоты жизни. Он сам был строгим судьей всех своих слов, дел и поступков. Осторожность во всяком деле и слове превратилась у него в непрестанное духовное бдение. Никто из его уст не слышал ни одного праздного слова. Лицо его всегда выражало спокойствие духа, умиление и благоговение. Он обладал исключительным даром проницательности, читая внутренние чувства человека. В своей жизни больше всего избегал он осуждения как со своей стороны, так и со стороны других, умело прерывая собеседника, пытавшегося рассказывать ему о недостатках других. С нуждающимися он делил последнее, что имел.

В марте 1819 года был хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Это назначение имело и другую сторону - оно под видом повышения явилось благородной высылкой Иннокентия из Петербурга. Причем первоначально по распоряжению государя его должны были назначить в Оренбург, но по ходатайству Священного Синода в связи со слабым состоянием здоровья назначаемого, Оренбург был заменен на Пензу. Причиной тому послужила интрига министра духовных дел князя Голицына за то, что Иннокентий выступил против модного в то время неправославного мистицизма.

Спасский собор г. Пенза, где служил свт. ИннокентийПокорно выехал владыка к месту своего нового назначения. Непрестанные труды в Санкт-Петербурге по распространению духовного просвещения истощили его слабое от природы здоровье. К тому же однажды он сильно простыл, что усугубило его болезнь. Однако слабый здоровьем, он с нетерпением спешил в свою епархию.

21 июня 1819 года епископ Иннокентий прибыл в Пензу. За короткий период управления Пензенской епархией он успел снискать доверие и уважение своей паствы. Во все воскресные и праздничные дни он, несмотря на слабость своего здоровья, сам совершал Божественную литургию и произносил назидательные поучения. Его поучения при всей своей простоте носили отпечаток духовной благодати и мудрости. За короткий период архипастырской деятельности епископ Иннокентий успел осмотреть почти все церкви, занялся благоустройством архиерейского дома, лично присутствовал на экзаменах в духовных учебных заведениях епархии.

В августе 1819 года при поездке в Саратов он сильно заболел и уже не смог подняться с одра болезни. Кроткий и терпеливый он не произносил ни единой жалобы, никто не слышал стона его. Ослабев до такой степени, что не мог держать в руках даже стакан, епископ Иннокентий не прекращал заниматься епархиальными делами.

За день до кончины, 9 октября 1819 года, он во сне видел видение, о котором рассказал своему келейнику. "Казалось мне, - говорил он, - что небеса отверзлись. Двое светлых юношей в белых одеждах, слетев с высоты, предстали предо мною и с любовию смотря на меня, взяли меня немощного и вознесли с собою на небо. Сердце мое исполнилось несказанной радости, и я пробудился".

С благоговением готовясь к отшествию в вечность, он 10 октября 1819 года попросил совершить над ним таинство елеосвящения. По совершении этого священнодействия язык Иннокентия стал неметь, дыхание начало прерываться, он сам сложил на груди руки крестообразно и в 6 часов вечера тихо скончался. Его последними словами были слова 54-го псалма: «Аз же, Господи, уповаю на Тя». Погребен 13 октября 1819 года в Казанской соборе.

Причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

По материалам Открытой православной энциклопедии "ДРЕВО"

www.drevo-info.ru

Просмотров: 934  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 07 11 2024dynmod 402
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 09 10 2023dynmod 106
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 08 10 2024dynmod 507
  • 03 25 2024dynmod 811
  • 09 12 2024dynmod 101
  • 08 04 2024dynmod 202
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 09 10 2023dynmod 102
  • 06 02 2022dynmod 313
  • 07 12 2024dynmod 606
  • 07 21 2024dynmod 712
  • 08 29 2024dynmod 708
  • 08 10 2024dynmod 513
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 09 14 2024dynmod 303
  • 08 28 2024dynmod 503
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 08 19 2024dynmod 702
  • 03 27 2024dynmod 803
  • 07 21 2024dynmod 705
  • 07 21 2024dynmod 706
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 09 17 2024dynmod 902
  • 09 17 2024dynmod 903
  • 09 21 2023dynmod 513
  • 09 14 2024dynmod 301
  • 08 10 2024dynmod 508
  • 08 28 2024dynmod 501
  • 09 14 2024dynmod 302
  • 08 10 2024dynmod 506
  • 07 12 2024dynmod 607
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 07 27 2024dynmod 801
  • 08 10 2024dynmod 511
  • 09 10 2023dynmod 104
allistshapka4

МОНАСТЫРЬ
АЛЕКСИЕВСКИЙ МОЙ

Каждый раз возвращаюсь другой-
Обновленной, очищенной, кроткой.
Монастырь Алексиевский мой
Стал на небо дорогой короткой.

Вырываясь из душных квартир,
От проблем, толчеи на дорогах,
Попадаем мы в Ангельский мир,
На земле - во владения Бога.

Здесь и дышится легче стократ,
Вторят птицы девичьему хору.
Озаряют восход и закат
Купол храма, венчающий гору.

Там внизу, под горой, суета
Правит бал в муравейнике буден.
Здесь молитвы, покой, чистота
Лечат души измученным людям.

Здесь просфоры, святая вода -
Цельбоноснее нету лекарства.
Потому нас и тянет сюда -
Во владения Божьего Царства.

Я на землю схожу, не спеша,
Здесь все то же - пороки и страсти...
Но хранит еще долго душа
Ощущение мира и счастья.


               Валерия Соколова

 

allistfoot

citPatr 2020

Календарь

Пожертвование на нужды монастыря

 

S5 Box

Патриархия  Православие и современность