Главная
Воскресенье, 15 Март 2020 08:36

Неделя 2-я Великого поста, память святителя Григория Паламы

В Неделю 2-й Великого поста, которая посвящена  святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалоникийскому, Божественную литургию совершил духовник монастыря игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении протоиерея Александра Кружкова и иерея Сергия Постнова.

На всенощном бдении молилось 108 человек, на Божественной Литургии - 201, из них 123 причастились Святых Христовых Тайн.

Празднуя память святителя Григория во второе воскресенье Четыредесятницы, Церковь продолжает вести христиан по пути православного богопознания.

Как и защитники святых икон, святитель Григорий учил, что Бог открывается не в построении рассудочных схем, а в живом опыте личной встречи.

«Почему мы вспоминаем святителя Григория именно Ве­ликим постом? — говорит в одной из своих про­поведей Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — А потому, что свои про­никновенные умозаключения он делал не на ос­нове книжной учености, а на основе реального духовного опыта — своего собственного и многих других монахов, отшельников на горе Афон, ко­торые через пост, через уединение, через молит­ву препобеждали в себе страсти и пороки и от­крывали путь богопознания, проникаясь силой Божественного присутствия в их жизни настоль­ко, что это Божественное присутствие почивало на них видимым образом. Очень многие из этих уединенных старцев-подвижников действительно сияли светом, словно повторяя то, что произошлона горе Фавор. Воспоминание об этом удивитель­ном духовном явлении неслучайно в Великом по­сту. Пример святителя Григория, архиепископа Фессалоникийского, пример многих подвижни­ков того времени, как и других времен, помогает нам понять, что означает пост».

 

 

 

КРАТКОЕ ЖИТИЕ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский (Солунский), родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память II июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.

Святитель Григорий Палама иконаПосле преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками.

Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. «покой», «молчание»), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу — совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

В то время его учение о Нетварном Свете многие осмеивали, не принимали всерьез. Тогда он написал несколько богословских трудов в защиту исихастов. На Соборе в Константинополе произошло столкновение его с Варлаамом насчет учения о Фаворском Свете. Нетварный или Фаворский Свет – это тот самый свет, который видели ученики Христа на горе Фавор при Его Преображении. Григорий утверждал, что каждый во время внутренней молитвы может сподобиться видеть этот свет.

Враг рода человеческого воздвиг на него клевету, из-за чего Григорий был осужден и посажен в темницу на три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347–1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу: он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при патриархе Филофее (1354–1355, 1362–1376), который написал житие и службу святителю.

https://pravoslavie.ru, pravlife.ru

Просмотров: 669  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 07 11 2024dynmod 402
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 09 10 2023dynmod 106
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 08 10 2024dynmod 507
  • 03 25 2024dynmod 811
  • 09 12 2024dynmod 101
  • 08 04 2024dynmod 202
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 09 10 2023dynmod 102
  • 06 02 2022dynmod 313
  • 07 12 2024dynmod 606
  • 07 21 2024dynmod 712
  • 08 29 2024dynmod 708
  • 08 10 2024dynmod 513
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 09 14 2024dynmod 303
  • 08 28 2024dynmod 503
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 08 19 2024dynmod 702
  • 03 27 2024dynmod 803
  • 07 21 2024dynmod 705
  • 07 21 2024dynmod 706
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 09 17 2024dynmod 902
  • 09 17 2024dynmod 903
  • 09 21 2023dynmod 513
  • 09 14 2024dynmod 301
  • 08 10 2024dynmod 508
  • 08 28 2024dynmod 501
  • 09 14 2024dynmod 302
  • 08 10 2024dynmod 506
  • 07 12 2024dynmod 607
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 07 27 2024dynmod 801
  • 08 10 2024dynmod 511
  • 09 10 2023dynmod 104
allistshapka4

МОНАСТЫРЬ
АЛЕКСИЕВСКИЙ МОЙ

Каждый раз возвращаюсь другой-
Обновленной, очищенной, кроткой.
Монастырь Алексиевский мой
Стал на небо дорогой короткой.

Вырываясь из душных квартир,
От проблем, толчеи на дорогах,
Попадаем мы в Ангельский мир,
На земле - во владения Бога.

Здесь и дышится легче стократ,
Вторят птицы девичьему хору.
Озаряют восход и закат
Купол храма, венчающий гору.

Там внизу, под горой, суета
Правит бал в муравейнике буден.
Здесь молитвы, покой, чистота
Лечат души измученным людям.

Здесь просфоры, святая вода -
Цельбоноснее нету лекарства.
Потому нас и тянет сюда -
Во владения Божьего Царства.

Я на землю схожу, не спеша,
Здесь все то же - пороки и страсти...
Но хранит еще долго душа
Ощущение мира и счастья.


               Валерия Соколова

 

allistfoot

citPatr 2020

Календарь

Пожертвование на нужды монастыря

 

S5 Box

Патриархия  Православие и современность